Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО
Автор: Рогунова Олеся Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 786 раз
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Рогунова, О. А. Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО / О. А. Рогунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2198/ (дата обращения: 24.11.2024).
Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и детей, а, желательно, еще и родителей. Отличительная черта занятия по ФГОС – это активная речевая деятельность детей и свобода выбора предстоящей деятельности.
При разработке развивающего занятия необходимо так организовать совместную деятельность, чтобы она была направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие мышления и речевой активности. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным. И не следует забывать, что должны быть реализованы здоровьесберегающие принципы – обеспечение двигательной активности детей, смена деятельности, физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, чередование видов деятельности: стоя, сидя, на ковре и т. д.
Мотивационный этап. Задача данного этапа создание условий для мотивации детей для овладения ими новыми знаниями. Это, пожалуй, самый важный этап занятия, поскольку чтобы вы не подготовили в основной части, без интереса и желания детей невозможно дать им новые знания и умения. Поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы организация образовательной ситуации происходила с учетом интересов и потребностей детей.
Средства, которыми можно добиться заинтересованности и спроецировать запрос детей на данном этапе таковы: практическое задание, проблемная ситуация, сюрпризный момент, ИКТ, а также одна из проверенных форм формирования познавательного интереса является игра. К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования. Например: для занятия об истории ложки воспитатель заходит с банкой варенья и предлагает всем угоститься, но дети не находят во всей группе ложек – создана проблемная ситуация. Или использование ИКТ для занятия по конструированию – по детскому телевидению (если такого нет, то можно просто использовать интерактивную доску или телевизор) передается сюжет о собаке, живущей во дворе, у которой нет дома. Сюрпризным моментом для занятия по ПДД может служить сломавшийся (бесперебойно мигающий всеми цветами) светофор.
Такое начало занятия способствует совместно с детьми определить учебную задачу и конкретные действия для ее решения.
Содержательный, деятельностный этап. Цель – усвоение нового способа действия или нового знания.
Данный этап включает образовательные, проблемные, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры, исследовательскую деятельность, проектную деятельность и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повышается речевая активность детей.
Задачи занятия должны быть соразмерны возрасту, а, следовательно, педагог будет опираться на имеющийся опыт детей, который необходим для освоения нового способа действий. Важным является по ходу образовательной деятельности поддерживать и учитывать инициативу детей.
Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Вовлекать детей в различные виды деятельности, в процессе которых дети овладевают новыми знаниями и способами действия.
Следует уделить внимание формам организации коллективной деятельности – работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми (фронтальная форма работы), самостоятельная деятельность воспитанников.
Например: на занятии планируется собрать пазл, следует обратить внимание, что частей пазла должно хватить всем детям, даже если работа идет в подгруппе следует предложить несколько пазлов, чтобы вовлечь всех детей в практическую деятельность. Подобрать пазлы можно и учитывая гендерную идентичность детей: мальчики собирают машину синего цвета, девочки – розового, мальчики человека мужского пола, девочки – женского и т. п.
Возможность выбора хорошо просматривается при работе по центрам. Выбор у детей должен быть во всем – деятельности, материалах, участниках и пр.
В заключительной части занятия необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания – это рефлексивный этап. Целью является анализ детьми (рефлексия и самооценка) собственной и коллективной деятельности на занятии. В большинстве случаев педагог продумывает вопросы для активизации рефлексии, но возможно и предметное оценивание. Например, предложить выбрать тучку или солнышко, смайлики с разными эмоциями, разноцветные ленточки или бабочки – главное чтобы это соответствовало теме занятия.
И уже когда закончилась рефлексия можно задать мотивацию на следующий вид деятельности, т. е. задать проблему или мотивацию на следующее занятие или прогулку, или иную деятельность. Это обеспечит непрерывность образовательного процесса. Простой пример с ИЗО: рисовали деревья, говорили, что листочки зеленые. В конце занятия, после рефлексии, можно предложить выглянуть в окно и посмотреть, что еще есть зеленого на улице. А так как с окна видно не все, подвести детей к решению выйти на улицу и там подробно обследовать участок. Таким образом, вы мотивировали детей на прогулку.