Мастер-класс «Наши пальчики играли!..»
Авторы: Кузнецова Екатерина Яковлевна, Провоторова Маргарита Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 29.03.2017
Статья просмотрена: 219 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Е. Я. Мастер-класс «Наши пальчики играли!..» / Е. Я. Кузнецова, М. Н. Провоторова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 97-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2148/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Таким образом, можно сделать вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.
Разминка «Карандаши»
Цели: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.
Материал: по два карандаша на каждую пару участников.
(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)
Задание. Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, шаг назад (сужение и расширение); наклониться вперед, назад, выпрямиться; присесть, встать. Можно сжимать карандаши не указательными, а безымянными пальцами или мизинцами; можно выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Пальчиковые игры без предметов
Обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать» и игровые упражнения), например:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаются пальцы, начиная с большого.)
Будем листья собирать, (Сжимаются и разжимаются кулаки.)
Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем, (Загибаются пальцы, начиная с большого.)
Маме осенний букет отнесем. (Шагают по столу средним и указательным пальцами.) Н. Нищева «Осенние листья»
Игры с использованием атрибутики
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т. д.).
Детям очень нравится использовать изображения небольших фигурок (7–8 см), вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т. д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).
Игра «Зарядка». Дети выбирают понравившиеся им фигурки и закрепляют их на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы — ноги, указательный и мизинец — руки. Большой Палец прижат к ладони. Взрослый предлагает сделать зарядку (на столе):
ходьба — шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся — раз, два.
Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами (бобы, фасоль, горох)).
– Рисование по шаблону.
– Штриховка.
– Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.
– Раскрашивание.
– Мозаика.
– Складывание разрезных картинок.
– «Сложи картинки из геометрических фигурок».
– Пальчиковый театр, теневой театр.
Подведение итогов собрания
(В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.)
Упражнение «Спасибо»
Родители встают в круг и благодарят друг друга за активное участие, говорят друг другу «спасибо», передавая движение по кругу. Движением может быть рукопожатие или похлопывание по плечу. Далее предлагается поблагодарить всех общими громкими аплодисментами.