Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование представлений о родном городе у детей старшей группы с помощью экскурсий

Воспитание и развитие
10
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном городе с помощью экскурсий. С этой целью предложена система работы, включающая в себя: занятия, чтение произведений художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки.
Библиографическое описание
Захарчук, А. Л. Формирование представлений о родном городе у детей старшей группы с помощью экскурсий / А. Л. Захарчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/901.


В статье рассматривается содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о родном городе с помощью экскурсий. С этой целью предложена система работы, включающая в себя: занятия, чтение произведений художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки.

Ключевые слова: родной город, диагностика, представления, патриотическое воспитание, задачи, анкетирование, анализ, уровень сформированности, направления работы, экскурсии, целевые прогулки.

Целью статьи является описание организованной работы по формированию представлений о родном городе у детей старшей группы с помощью экскурсий.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что проведенное нами исследование уровней развития представлений детей о родном городе показало: большинство детей имеют недостаточный высокий уровень развития данных представлений, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей. Однако, у дошкольников есть хорошая основа для организации целенаправленной систематической работы по воспитанию любви и привязанности к родному городу, полноценных знаний о нем; такая основа заключается в хороших изначальных представлениях детей о членах своей семьи, родных улицах, некоторых достопримечательностях города и т. п., а также в условиях, имеющихся в дошкольном учреждении для проведения соответствующей работы.

Организация работы.

Цель: определить педагогические возможности экскурсий в воспитании у дошкольников представлений, чувства любви и привязанности к родному городу как малой Родине; узнать, насколько результативно применение принципа природосообразности при ознакомлениии с родным городом.

Задачи работы.

1. Формировать понятие о семье.

2. Продолжать формировать любовь к родителям, другим членам семьи.

  1. Проводить работу с детьми по формированию у них представлений о названии улицы, на которой расположен их родной дом.
  2. Воспитывать любовь к родной улице и улице, на которой расположено дошкольное учреждение через ознакомление с имеющимися на них объектами. Внушать представление об улице детского сада как второй родной улице.

5. Знакомить с дальними достопримечательностями г. Симферополя: памятниками, зданиями, парками и т. п.

Для достижения поставленных цели и задач была предложена следующая система работы.

  1. Занятия о семье.
  2. Чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества о семье с последующими беседами.
  3. Экскурсии по улицам, на которых проживают дети.
  4. Целевые прогулки по улице, на которой расположен детский сад с осмотром имеющихся на ней объектов родной природы и архитектурных достопримечательностей.
  5. Экскурсии к памятникам г.Симферополя.
  6. Экскурсии в парки г.Симферополя.
  7. Экскурсии к городским зданиям.

В процессе работы было организовано:

  1. Проведение двух занятий на темы «Что такое семья? Обязанности в семье» и «Дети в семье».
  2. Чтение произведений художественной литературы и произведений устного народного творчества (Маяковский В. М. «Что такое хорошо и что такое плохо, Квитко Л. М. «Бабушкины руки»», пословицы о матери, близких, семье) с последующими вопросами и беседами по ним.

Данные виды работы были использованы как предварительные перед проведением экскурсий по ознакомлению с различными достопримечательностями родного города, поскольку формировать знания о родном городе, воспитывать любовь к нему можно лишь тогда, когда дети знают самое близкое для них окружение в родном городе, — свою семью. Через вышеуказанные формы работы дети узнали о том, что такое семья, как она создается, какое место в ней занимают взрослые и дети, какие у них есть семейные обязанности, а также о том, что семья ребенка живет в его родном городе.

  1. В дальнейшей работе были организованы экскурсии на улицы: им.Гавена, им.Гагарина и проспект им. Кирова, где проживают некоторые дошкольники. Детям было рассказано о них много интересного. Основной идеей таких экскурсий было дать им представления о том, в честь кого названы их улицы, чем они известны, какие основные достопримечательности на них есть. После экскурсий на улицы, где проживают дети, была организована целевая прогулка по улице Гражданской, на которой расположен детский сад. С детьми было выяснено, почему улица детского сада является второй родной улицей. Дошкольникам прививалось понятие о том, что ее тоже нужно любить, не мусорить на ней и беречь труд людей, которые делают ее чистой и красивой.

4. В последующем организована серия экскурсий к дальним достопримечательностям г. Симферополя: памятников (памятник А. С. Пушкину, В. И. Ленину, обелиск Долгорукому); архитектурных сооружений (Русский театр, кинотеатр «Симферополь», Неаполь Скифский, гостинный двор Чиракова, гостиница «Москва», магазин «Сильпо», церковь Петра и Павла, Свято-Троицкий собор, башня с часами железнодорожного вокзала); парков (Воронцовский парк). Основной задачей экскурсий было дать детям знания о людях, которым поставили памятники, за что народ и жители города решили увековечить их в скульптуре; формировать уважение к достопримечательностям родного города, осознание того факта, что такие достопримечательности есть только в их родном городе.

Выводы.

Результаты контрольного среза по изучению уровней сформированности представлений старших дошкольников о родном городе показали, что в экспериментальной группе на низком уровне не осталось ни одного ребенка, уменьшилось количество детей со средним уровнем, увеличилось количество дошкольников, имеющих достаточные результаты, появились дети с высоким уровнем которого не было на констатирующем этапе экспериментальной деятельности. Таким образом, результаты показывают положительную динамику роста уровня соответствующих знаний и представлений дошкольников экспериментальной группы, следовательно, экспериментально доказана эффективность экскурсий как формы педагогической работы при формировании у детей представлений о родном городе как своей малой Родине, чувства любви и привязанности к родным местам.

В ходе эксперимента было выяснено также, что дети усваивают, прежде всего, те представления, которые связаны с самыми первыми, наиболее близкими и доступными для них впечатлениями:

1) с семьёй и близкими людьми;

2) с улицей, на которой живёт семья ребёнка;

3) с улицей, на которой расположен детский сад.

Проведение контрольных срезов показало, что наиболее оптимальными педагогическими возможностями воспитания у дошкольников чувства любви и привязанности к родному селу является широкое ознакомление их с вышеуказанными объектами и понятиями. При этом экскурсии дают очень хороший педагогический эффект.

Рекомендации воспитателю:

– продолжать формировать у детей любовь и привязанность к семье, близким, родным улицам;

– расширять представления дошкольников о знакомых достопримечательностях г. Симферополя;

– знакомить воспитанников с новыми достопримечательностями г. Симферополя;

– знакомить детей с новыми профессиями и людьми, проживающими в г. Симферополе, представляющими эти профессии;

– формировать у детей ответственность за будущее родного города.

Литература:

  1. Алтабаева, Е. Б. Севастополеведение: содержание, формы и методы работы / Е. Б. Алтабаева, Е. М. Поливянная. — Севастополь: Рибэст, 2011. — 150 с.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 280 с.
  3. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 2011. — 320 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный