В статье рассматривается содержание и методика составления дидактического комплекса по формированию представлений о топонимике Севастополя у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью подобран и систематизирован дидактический материал, составлен и реализован перспективный план организации работы, включающий в себя 29 занятий с детьми с использованием разнообразных методов и приемов работы.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, планирование, этапы, задания, организация работы, результаты.
Целью статьи является описание организованной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о топонимике Севастополя.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало: большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей
Организация работы.
Для реализации педагогических условий был разработан перспективный план работы по формированию представлений о топонимике Севастополя у детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому в нашей работе важным условием воспитания детей являлась тесная взаимосвязь с родителями. В процессе планирования и проведения тематического занятия родители принимали участие, рассказывая о своем вкладе в развитие и процветание родных мест, или своей причастности к интересным или историческим событиям края или страны. Родители принимали активное участие в конкурсах, выставках, проводимых в группе, оказывали помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Дидактический комплекс реализуется в организованных формах (занятия, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. По каждой теме проводится комплекс мероприятий.
Организация работы предусматривает, что в процессе освоения ребенком ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть систематизирована по тематическим блокам:
- «Я и моя семья»
- «Наш детский сад».
- «Моя улица».
- «Наш Район»
- «Город-герой Севастополь»
Задача первого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Первым этапом нашей работы стало воспитание любви к семье, тем самым, прививая любовь к Родине. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что по нашему мнению было важно для воспитания нравственно-патриотических чувств на данном этапе.
Продолжая работу по воспитанию любви к родному краю мы старались отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, были яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
В ходе работы мы старались показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Сначала внимание привлекалось к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказывали об их назначении, подчеркивали, что все это создано для удобства людей. Далее диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты, название своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого использовались экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Задача данного этапа: прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, осознать себя жителем Севастополя, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
При организации работы по формированию представлений о топонимике Севастополя организовывалась по нескольким направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых.
Организация педагогического процесса по формированию представлений о топонимике Севастополя в соответствии с предложенным тематическим планом была направлена на решение следующих задач:
1) формирование представлений: знакомство детей с Родиной, своей улицей, ее названием, в честь кого названа улица и близлежайшие к ней; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; знакомство детей с символами города и государства, их значениями и т. д.;
2) воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
3) развитие познавательного интереса у дошкольников, творческой активности, формирование заинтересованности ребенка в общественно значимых результатах деятельности, способности самостоятельно ставить цели.
Педагогическая технология строилась на основании следующих подходов:
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
интеграция различных видов искусств (музыкального, декоративно-прикладного);
использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;
Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: ознакомление с окружающим, развитие речи, труд и изодеятельность, игра, работа с родителями.
Выводы.
Рис. 1. Результаты эксперимента
Проведенное повторное исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало, что по сравнению с констатирующим экспериментом, уровень развития исследуемых качеств у детей экспериментальной группы значительно увеличился. В группе преобладают дети с высокими и средними показателями. В контрольной группе № 2 по сравнению с констатирующим исследованием уровень знаний детей значительно не изменился.
Результаты диагностики, проведённой после проделанной работы, показали, что дети экспериментальной группы в достаточной степени овладели знаниями о своем родном городе Севастополе, о стране. У них появились патриотические качества, такие как: любовь к своему городу, стране, чувство ответственности за совершенные поступки, уважение к жителям, к истории и событиям, связанным с героическими подвигами во все времена.
Таким образом, можно констатировать, что проведенная нами работа по формированию представлений о топонимике Севастополя у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной.
Литература:
- Алтабаева, Е. Б. Севастополеведение: содержание, формы и методы работы / Е. Б. Алтабаева, Е. М. Поливянная. — Севастополь: Рибэст, 2011. — 150 с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 280 с.
- Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 2011. — 320 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.

