Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Сказочные приключения»
Автор: Найденова Анна Сергеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 02.10.2016
Статья просмотрена: 1609 раз
Библиографическое описание:
Найденова, А. С. Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Сказочные приключения» / А. С. Найденова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1334/ (дата обращения: 17.12.2024).
Для качественного проведения непосредственной образовательной деятельности, мною была смоделирована игровая ситуация с целью постановки проблемы и создания мотивации, были подобраны упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, были использованы дидактические пособия, наглядный материал, физкультминутки, технические средства — компьютер, запись фоновых заставок и мелодия к музыкальной игре.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Цель: закрепление пройденного материала
На занятии решались следующие задачи:
Образовательные:
– учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; определять геометрические формы путем тактильных ощущений, отличать фигуры путем наложения их друг на друга; отличать их физические свойства;
– отвечать на вопрос «сколько?», закреплять понятия «один», «много», «ни одного», «нисколько»;
– учить сравнивать два предмета по длине, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами «длинный — короткий», «длиннее — короче».
Развивающие:
– совершенствовать связную речь; развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции; пространственную ориентировку;
Воспитательные:
– воспитывать доброту, отзывчивость.
Здоровьесберегающие:
– повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.
Ребята заходят в группу.
— Ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
— У нас с вами необычный день. Вы любите сказки? Я буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Согласны? А на каком транспорте мы туда отправимся?
Дети называют виды транспорта.
—Мы полетим туда на самолете. Вы забыли, что я волшебница. Сейчас я превращу наш ковер в самолет! Рекс,пекс,фекс! Готово! Садитесь на ковер и закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где вы, сказки, отзовитесь, нам ребятам покажитесь!»
(Звучит музыка «В гостях у сказки».)
Основная часть.
Объединение предметов.
— Вот мы и прилетели в первую сказку. А какая это сказка попробуйте отгадать.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка...
Дети: ТЕРЕМОК.
— Посмотрите, ребята, герои сказки «Теремок» нас встречают.
(На столе стоят куклы из настольного театра «Теремок».)
— Ребята, вспомните, какие звери поселились в теремке?
Дети: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.
— Ребята, скажите, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.)
— А сколько там было лягушек? мышек? лисичек? (Одна.)
— А сколько у нас в группе ребят? (Много.)
— Молодцы!
— А давайте вспомним, что натворил медведь в этой сказке?
Дети: сломал домик.
— А почему так случилось, что медведь сломал дом.
Дети: потому что дом был маленький, а медведь большой.
— Ребята, звери нас просят, чтобы мы им построили новый домик. Поможем им?
Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик».
— Дом мы будем строить из чего?
Дети: из кубиков.
— Какую геометрическую форму напоминает нам кубик?
Дети: квадрат.
— Ребята, возьмите в правую и левую руку по одному кубику и все вместе постройте большой дом.
— Молодцы, звери благодарят вас за новый дом. Теперь они зимой не замерзнут. Давайте попрощаемся со сказкой «Теремок» и поспешим в новую сказку.
Физкультминутка.
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх — хлопок,
Руки вниз — хлопок другой.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Моделирование. Геометрический материал.
— Ребята, чтобы узнать в какую сказку мы попали, попробуйте отгадать загадку.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Дети: КОЛОБОК.
— Правильно, мы в гостях у колобка. Но посмотрите, колобок совсем не веселый. Давайте спросим, что случилось?
Воспитатель подносит к уху колобка.
— Ребята, колобок мне рассказал, что пока он катался по лесу, потерял баночку с мыльными пузырями и теперь он не может надувать пузыри. Давайте ему поможем и надуем один большой пузырь.
Проводится игра «Раздувайся пузырь».
— Надувался-надувался пузырь и лопнул, частички его разлетелись в разные стороны. Расстроился колобок еще больше. Ребята, что же делать? Надо ему как-то помочь. Ой, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от пузырей. Попробуйте каждый собрать из частичек по одному пузырю.
(Дети собирают круги из 4-х частей).
— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, у вас пузыри одного цвета или разного?
Дети: разные.
Спросить у каждого ребенка, какого цвета у него получился пузырь.
— Кто мне подскажет, на какую геометрическую форму похож пузырь?
Дети: на круг.
— Правильно. Посмотрите, сколько у нас получилось кругов?
Дети: много.
—Колобок обрадовался, но он просит сделать для него такую дорожку, чтобы он не повстречал лису, очень не хочется ему, чтоб его съели. Поможем?
Дети: Да.
Нанизывают шарики в порядке желтый-красный-синий
Какие красивые дорожки получились для Колобка!!!
— Ребята, а вот посмотрите, здесь еще две дорожки, но они разные. Давайте сравним их по цвету. Эта дорожка какого цвета? А эта дорожка какого цвета?
Дети: зеленая, желтая.
— Правильно. А теперь посмотрите внимательно и скажите, по какой дорожке мы придем в следующую сказку быстрее.
Дети: по желтой.
— Правильно. А почему?
Дети: потому что она короче.
— А как вы узнали, что эта дорожка короче, а эта длиннее.
Дети: нужно положить одну дорожку на другую и соединить их верхний край.
Молодцы, дети, теперь скажем Колобку до свидания и поспешим по короткой дорожке в следующую сказку.
— Молодцы.
— Чтобы узнать в какую сказку мы попали, вам снова придется отгадать загадку.
Возле леса, на опушке,
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кровати, 3 подушки.
Отгадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: ТРИ МЕДВЕДЯ.
(На разных стульях сидят три медведя.)
— Давайте вспомним, как звали медведей?
Дети: Михайло Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка.
— Кто из них самый большой?
— Кто самый маленький?
— Что медведи любят кушать?
Дети: мед, малину.
— Вот и мы сегодня к мишкам пришли не с пустыми руками. Принесли им гостинце — медовое печенье. Посмотрите в мою волшебную корзиночку. Сколько у меня печенья?
Дети: много.
— Они одинаковые или разные?
Дети: разные.
— Эта печенюшка похожа на какую геометрическую форму?
Дети: квадрат
— А эта?
Дети: круг.
— Ребята, а чем отличается квадрат от круга?
Дети: у квадрата есть углы, а круга нет углов.
— Правильно.
— Но прежде чем мы угостим медведей печеньем, раздадим им миски. Эта миска какая?
Дети: большая.
— Кому мы её дадим? Почему?
Дети: Михайло Потапычу, потому что она большая.
— Эта миска какая?
Дети: поменьше.
— Кому мы её дадим? Почему?
Дети: Анастасии Петровне, потому что она поменьше.
— Эта миска какая?
Дети: маленькая.
— Кому мы её дадим? Почему?
Дети: Мишутке, потому что она маленькая.
— А теперь разложите печенье так, чтобы большие были у МихайлаИваныча, поменьше — у Анастасии Петровны, а маленькие — у Мишутки.
— Ребята, вы помните сколько у меня было печенья в корзинке?
Дети: много.
— Загляните ко мне в корзинку, сколько печенья у меня осталось?
Дети: ни одного.
— Мишки вас благодарят за угощенье, говорят спасибо и маленький Мишутка предлагает вам сыграть в музыкальную игру. Вы согласны?
Дети: да.
Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением.
Я бурый медвежонок,
Меня должны все знать.
Люблю я мед и сахар,
Люблю потанцевать.
А теперь, все мальчики, попрыгайте, как зайчики,
А теперь все девочки попрыгайте, как белочки.
— Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с мишками, скажем им до свидания и поспешим на ковер самолет. Закрываем глаза и полетели! Группа, группа, отзовись, нам ребятам покажись!
(Звучит музыка.)
— Вот мы и снова в группе.
Итог
— В каких сказках мы побывали?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».
— Какие добрые дела мы сделали?
Дети: построили дом для зверей, подарили мыльные пузыри Колобку, угостили медведей печеньем.
— Из чего мы построили дом для зверей?
Дети: из кубиков.
— На какую геометрическую форму похож кубик.
Дети: на квадрат.
— Что подарили Колобку?
Дети: мыльные пузыри.
— На какую геометрическую форму похож пузырь?
Дети: на круг.
— Чем угощали медведей?
Дети: печеньем.
— Печенье было одинаковой формы или разной?
Дети: разной: квадратное и круглое.
— Понравилось вам путешествие?
Дети: да.
— Вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем гулять.
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений
«Сказочные приключения»
Мною было проведено комплексное занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказки» для детей 2 младшей группы.
Возраст детей —3–4 года.
Тип занятия — интегрированное, закрепляющее.
При планировании занятия были учтены программные задачи, поставленные в программе «Тропинки» для данной возрастной группы по формированию элементарных математических представлений: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства), их количестве (много, мало, нисколько, ни одного). На занятии широко примела наглядный материал и материал, направленный на преимущественное решение познавательных задач с помощью наглядно-образного мышления (путем практического манипулирования и образного представления).
С детьми была проведена предварительная работа на занятиях и в повседневной жизни в форме:
– Совместной деятельности: свободное общение по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок.
– Образовательной деятельности в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей; разрезные картинки и пазлы по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя»; подвижные и малоподвижные игры.
– 3.Самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр.
– Большое внимание уделяла словарной работе.
–
В начале занятия я мотивирую детей на игровой, практический характер занятия, объединяя его единым сюжетом, предлагая им путешествовать по сказкам.
В ходе занятия я использовала разнообразные формы и методы: проблемная ситуация (как помочь зверям, потому что медведь сломал их дом; как помочь колобку, ведь он потерял баночку с мыльными пузырями в лесу), дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций сравнения, классификации, развитие памяти, восприятия, внимания (сделай пузырь для колобка, угости медведей печеньем)
Здоровьесберегающие задачи я решала посредством рациональной организации двигательной деятельности детей, с физкультминутки «Мы идем в поход», малоподвижной игры «Раздувайся пузырь», музыкальной игры «Я бурый Медвежонок».
Широко использовался наглядный и раздаточный материал.
В заключительной части подвели итог НОД.
На мой взгляд все моменты совместной деятельности с детьми логичны и последовательны, подчинены одной теме. Дети были активны, им было интересно, так как приёмы несли игровой характер, побуждали к самостоятельной деятельности, быстрая смена заданий и использование физкультминутки, игры малой подвижности и музыкальной игры не позволили детям устать. Они отвечали на поставленные вопросы, проявляли положительные эмоции. На протяжении всего занятия мотивировала детей на успех похвалой.
Я считаю, что, поставленная цель НОД достигнута. В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям.