Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения.
Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков — это ранний возраст.
Очень важно с раннего возраста заложить правильные нормы культурно-гигиенических навыков. Чем ярче и интереснее будут впечатления ребенка от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и ежедневно совершенствовать.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства, используя различные формы и методы.
В своей работе я использую такие методы и формы работы с детьми:
— рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
— беседы с детьми на тему культурно-гигиенических навыков;
— чтение художественной литературы детям, использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи);
— игровые ситуации;
— подвижные игры;
— игры с водой;
— дидактические игры;
Режимные моменты
А также я использую различные методы и формы работы с родителями:
— консультации;
— выполнение творческих заданий;
— подбор художественной литературы;
— создание книжек-малышек о КГН.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, имеет важное значение в формировании личности ребенка, его социализации в обществе, поскольку, воспитывается общая культура, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых. Приучая ребёнка к порядку и чистоте, можно привить ему общую культуру поведения.
Литература:
1. Авдеева И. С. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания) / И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. — СПб.: Паритет, 2005.
2. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально коммуникативное развитие. Младшая группа Издательство Мозаика-Синтез Москва 2017.

