Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проект «Подвиг народа — Слава Отчизны» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием интеллект-карт)

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
9
Поделиться
Библиографическое описание
Каткова, К. П. Проект «Подвиг народа — Слава Отчизны» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием интеллект-карт) / К. П. Каткова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/9802/.


« Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя» , — сказал французский мыслитель Вольтер еще в начале восемнадцатого века. Его современник и наш соотечественник Михаил Ломоносов отметил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего ». « Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра» , — по-своему сформулировала ту же мудрую мысль поэтесса из двадцатого века Марина Цветаева.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач дошкольного образования. Именно в этом возрасте необходимо прививать детям чувство любви к своему краю, Родине, уважение к истории и памяти героев Великой Отечественной Войны, а так же формировать общечеловеческие ценности, такие как доброта и сострадание, ответственное отношение к близким и окружающим людям, показать важность устойчивых связей между поколениями.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Подрастающее поколение не знает, какие городанашей страны удостоены звания « Город — герой » и за какие заслуги. Какие воздвигнуты памятники героям Великой Отечественной Войны.

Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.

Актуальность

Использование интеллект-карт в совместной и самостоятельной деятельности с детьми способствует наглядному отображению детьми полученной информации, систематизации сформированных представлений в рамках определенной темы или направления.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты».

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.

Интеллект-карта — это незаменимая маршрутная карта-памятка, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать. С ее помощью можно быстрее и легче запоминать и вспоминать нужные факты.

Отличительной особенностью данного метода является возможность формирование бесконечной последовательности ассоциативных «веточек», позволяющих всесторонне рассмотреть любой предмет или вопрос, представляющий интерес для детей.

Технология построения интеллект-карт.

– Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

– Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

– Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

– Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

– Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

– Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.

– Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

– Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Технология построения интеллект-карт

Рис. 1.Технология построения интеллект-карт

В рамках темы «Подвиг народа — Слава Отчизны» мы предлагаем к разработке совместно с детьми интеллект-карты по 5 направлениям, которые позволят обогатить представления воспитанников об исторических и значимых событиях, связанных с Великой Отечественной Войной и Днем Великой Победы:

– «Военные профессии»;

– «Памятники героям ВОВ»;

– «Города-герои»;

– Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне;

– «День празднования Великой Победы»

Цель: Систематизировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Великой Отечественной Войне.

Задачи проекта:

Образовательные:

– формировать нравственно-патриотические чувства у детей-дошкольников;

– познакомить с историческими фактами военных лет;

– познакомить с городами-героями, с памятниками героям войны;

– закрепить представления о праздновании Дня Победы.

Развивающие:

– развивать умение анализировать и систематизировать большой объем информации.

Воспитательные:

– воспитывать чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам.

Планируемые результаты:

– ребенок проявляет любознательность к событиям и истории Великой Отечественной Войны;

– ребенок задает вопросы о событиях и истории Великой Отечественной Войны;

– ребенок обладает элементарными представлениями о событиях и истории Великой Отечественной Войны;

– ребенок знает об источниках получения информации;

– ребенок способен структурировать большой оббьем информации и представлять его, используя иллюстративный материал, собственные рисунки или символы.

Алгоритм создания интеллектуальных карт:

– выбор темы для создания интеллект-карты;

– «Мозговой штурм» с целью выявления имеющихся представлений детей по выбранной теме;

– Совместная организованная и самостоятельная деятельность детей по обогащению представлений детей по теме интеллект-карты (беседы, ООД, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, ситуативные разговоры с педагогом и старшим поколением);

– Подбор иллюстративного материала для оформления интеллект-карт;

– Создание карты — структурирование имеющейся у детей информации;

– Определение «Главной Темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой.

– обсуждение и продумывание направлений исследований по данной теме, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями.

– Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители. Они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту.

Форма работы с интеллект-картами.

Интеллект-карты могут применяться как в индивидуальной, подгрупповой, так и групповой совместной деятельности с детьми.

На первоначальном этапе детям предлагается создать интеллект-карту с опорой на собственные знания по какой-либо конкретной теме. В рамках темы «Подвиг народа — Слава Отчизны» при составлении интеллект-карты детям были заданы вопросы:

  1. Что ты знаешь о Великой Отечественно Войне?
  2. Какие военные профессии знаешь? Что им необходимо для боевых действий?
  3. Для чего и кому возводят памятники? Какие памятники героям Великой Отечественной Войны ты знаешь?
  4. Какие города — герои ты знаешь?
  5. Как сегодня отмечают парад Победы?

Пример интеллект — карты на начальном этапе внедрения

Рис. 2. Пример интеллект — карты на начальном этапе внедрения

Пример интеллект-карты «Военные профессии»

Рис. 3. Пример интеллект-карты «Военные профессии»

Интеллект-карта «Военные профессии»

Цель: Расширять представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы.

Предварительная работа:

– Беседы «О военно-морском флоте», «О военно-воздушныx войскаx», «О сухопутных войсках»;

– Дидактическая игра «Чей головной убор?»;

– Дидактическая игра «Кому что нужно»;

– СРИ «Госпиталь в годы ВОВ»;

– Чтение Анатолия Митяева «Письмо с фронта»;

– Чтение Катаева В. «Сын полка»;

– Чтение стихотворения Твардовского «О мальчике-герое»;

– ООД (лепка) «Военная теxника».

Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Существует три вида войск «Сухопутные войска», «Военно-воздушные войска» и «Военно-морской флот». Сухопутные войска там служат танкисты, пограничники, саперы, артиллеристы, радисты, разведчики.

Военно-воздушные войска там служат Летчики, десантники, ракетчики, связисты. А на военно-морском флоте служат моряки подводники, матросы, капитаны боевых кораблей. Так же на Великой Отечественной Войне были медсестры и врачи, Работники железной дороги помогали в доставке на фронт боеприпасов, военной техники. медикаментов.

Пример интеллект-карты «Памятники героям Великой Отечественной Войны»

Рис. 4. Пример интеллект-карты «Памятники героям Великой Отечественной Войны»

Интеллект-карта «Памятники героям Великой отечественной войны»

Цель: Расширить знания детей о памятниках защитникам ВОВ

– ООД «Путешествие по памятникам Башкортостана»;

– ООД «Знакомство с памятниками героям ВОВ»;

– Беседа «Памятники, посвященные женщинам, воевавшим в годы великой отечественной войны»;

– Беседа о памятнике неизвестному солдату;

– Дидактическая игра «Загляни в замочную скважину»;

– Чтение Л.Кассиль «Памятник солдату»;

– Чтение рассказа Юрия Яковлева «Семеро солдатиков».

Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Памятники бывают разные. Есть памятники, которые воздвигли одному человеку — герою Великой Отечественной Войны за существенные заслуги и проявленное мужество в ходе ВОВ. Так, например, памятник в Уфе генерал-майору Минигали Шаймуратову. Есть не именные памятники, а как пример, «Памятник солдату».

Существуют памятники женщинам, воевавшим в годы Великой Отечественной Войны, так, например, памятник «Родина-мать зовет», женщинам — медсёстрам, матерям, отправившим детей на фронт. Так же установлены мемориалы защитникам Великой Отечественной Войны — «Защитникам Ленинграда», «Героям Панфиловцам». В городе Уфа есть памятники «Землякам ушедшим на фронт в Великую Отечественную Войну», памятник «Труженикам тыла».

Пример интеллект — карты «Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне»

Рис. 5. Пример интеллект — карты «Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне»

Интеллект-карта «Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне»

Цель: Ознакомление с триптихом о Великой Отечественной и Второй мировой войне.

– Беседа «ТриптихоВеликой Отечественной и Второй мировой войне;

– Рассматривание иллюстраций с изображением памятников, составляющих триптих;

– Дидактическая игра «Назови памятник»;

– Дидактическая игра «Что сначала, что потом…»;

– ООД (рисование) «Меч для защиты Родины»;

– Составление интеллект-карты.

Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте

Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. «Родина-мать, зовет!» — это фигура женщины, которая шагнула вперед с поднятым мечом. Это образ Родины, зовущей своих сыновей-солдат на битву с врагом, расположенная в городе Волгограде.

В триптих входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Берлине. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом.

Пример интеллект-карты «Города-герои»

Рис. 6. Пример интеллект-карты «Города-герои»

Интеллект-карта «Города герои»

Цель: Ознакомление с городами-героями во время великой отечественной войны

– ООД «Знакомство с городом героем Москва;

– ООД «Знакомство с городом героем Ленинград;

– Беседа «Город герой Волгоград»;

– ООД «Знакомство с триптихом «Родина мать — зовет!»;

– Рассматривание иллюстраций «Города герои»;

– Конструирование «Город герой»;

– Беседа «Город герой Севастополь»;

– Чтение Нисона Xодзы «Дорога жизни»;

– Составление интеллект-карты.

Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Многим городам присвоенное звание город-герой, Москва в годы ВОВ была политическим центром. Жители Москвы шили военную одежду для солдат и военнослужащих, также изготавливали боеприпасы. В ходе ожесточенных боев защитники Волгоград нанесли существенный урон врагам и не сдали город, продолжая изготавливать детали и запчасти на военные корабли, трудится на заводах по изготовлению военной техники (Катюши) Севастополь держал оборону со стороны черного моря переправляли на кораблях боевые припасы, медикаменты, питание. Защитники Севастополя в ходе обороны не пустили фашистов дальше на юг. Ленинград пережил блокаду благодаря ладожскому озеру, по которому они перевозили раненых, а также питание и медикаменты.

Пример интеллект-карты «День Победы»

Рис. 7. Пример интеллект-карты «День Победы»

Интеллект-карта «День Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике « День Победы » и вызвать чувство гордости за свою страну.

– Акция «Бессмертный полк»;

– Беседа «Ветераны ВОВ»;

– ООД «9 мая — День Победы»;

– ООД аппликация «Поздравительная открытка на 9 мая»;

– Слушания песен военныx лет;

– Просмотр видео ролика «Парад Победы»;

– ООД рисование «Вечный огонь»;

– Чтение С.Миxалков «День Победы»;

– Целевая прогулка в парк Победы для возложения цветов;

Конкурс рисунков на асфальте «Миру — мир».

Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Праздник День Победы проходит каждый год 9 мая во всех городах. Все жители принимают участие, в шествие Бессмертного полка, вспоминая своих родных и близких погибших в годы ВОВ. На главной площади города чеканят шаг солдаты, проходит парад военной боевой техники, пролетают военные самолеты, проходят различные рода войск. В этот день ветераны с медалями и орденами приходят на парад принимают поздравления. Жители городов возлагают цветы к вечному огню. День Победы заканчивается праздничным салютом.

Пример интеллект-карты о ходе внедрения

Рис. 8. Пример интеллект-карты о ходе внедрения

Вывод

В результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность, проявление любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию и наполнению интеллектуальной карты, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и структурируют ее, используя метод синтеза и анализа.

В ходе работы над созданием интеллект-карт складывается общая стойкая положительная динамика сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников, которые активно вовлекаются в совместный образовательный процесс.

Литература:

  1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
  2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.
  3. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 10.
  4. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. — М., 1984.
  5. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. — М., 1983.
  6. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml
  7. https://temocenter.ru/images/pages/projects/pedmasterskaya/3/intelekt_kart.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный