« Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя» , — сказал французский мыслитель Вольтер еще в начале восемнадцатого века. Его современник и наш соотечественник Михаил Ломоносов отметил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего ». « Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра» , — по-своему сформулировала ту же мудрую мысль поэтесса из двадцатого века Марина Цветаева.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач дошкольного образования. Именно в этом возрасте необходимо прививать детям чувство любви к своему краю, Родине, уважение к истории и памяти героев Великой Отечественной Войны, а так же формировать общечеловеческие ценности, такие как доброта и сострадание, ответственное отношение к близким и окружающим людям, показать важность устойчивых связей между поколениями.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Подрастающее поколение не знает, какие городанашей страны удостоены звания « Город — герой » и за какие заслуги. Какие воздвигнуты памятники героям Великой Отечественной Войны.
Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.
Актуальность
Использование интеллект-карт в совместной и самостоятельной деятельности с детьми способствует наглядному отображению детьми полученной информации, систематизации сформированных представлений в рамках определенной темы или направления.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты».
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.
Интеллект-карта — это незаменимая маршрутная карта-памятка, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать. С ее помощью можно быстрее и легче запоминать и вспоминать нужные факты.
Отличительной особенностью данного метода является возможность формирование бесконечной последовательности ассоциативных «веточек», позволяющих всесторонне рассмотреть любой предмет или вопрос, представляющий интерес для детей.
Технология построения интеллект-карт.
– Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
– Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
– Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
– Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
– Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
– Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.
– Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
– Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Рис. 1.Технология построения интеллект-карт
В рамках темы «Подвиг народа — Слава Отчизны» мы предлагаем к разработке совместно с детьми интеллект-карты по 5 направлениям, которые позволят обогатить представления воспитанников об исторических и значимых событиях, связанных с Великой Отечественной Войной и Днем Великой Победы:
– «Военные профессии»;
– «Памятники героям ВОВ»;
– «Города-герои»;
– Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне;
– «День празднования Великой Победы»
Цель: Систематизировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Великой Отечественной Войне.
Задачи проекта:
Образовательные:
– формировать нравственно-патриотические чувства у детей-дошкольников;
– познакомить с историческими фактами военных лет;
– познакомить с городами-героями, с памятниками героям войны;
– закрепить представления о праздновании Дня Победы.
Развивающие:
– развивать умение анализировать и систематизировать большой объем информации.
Воспитательные:
– воспитывать чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам.
Планируемые результаты:
– ребенок проявляет любознательность к событиям и истории Великой Отечественной Войны;
– ребенок задает вопросы о событиях и истории Великой Отечественной Войны;
– ребенок обладает элементарными представлениями о событиях и истории Великой Отечественной Войны;
– ребенок знает об источниках получения информации;
– ребенок способен структурировать большой оббьем информации и представлять его, используя иллюстративный материал, собственные рисунки или символы.
Алгоритм создания интеллектуальных карт:
– выбор темы для создания интеллект-карты;
– «Мозговой штурм» с целью выявления имеющихся представлений детей по выбранной теме;
– Совместная организованная и самостоятельная деятельность детей по обогащению представлений детей по теме интеллект-карты (беседы, ООД, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, ситуативные разговоры с педагогом и старшим поколением);
– Подбор иллюстративного материала для оформления интеллект-карт;
– Создание карты — структурирование имеющейся у детей информации;
– Определение «Главной Темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой.
– обсуждение и продумывание направлений исследований по данной теме, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями.
– Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители. Они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту.
Форма работы с интеллект-картами.
Интеллект-карты могут применяться как в индивидуальной, подгрупповой, так и групповой совместной деятельности с детьми.
На первоначальном этапе детям предлагается создать интеллект-карту с опорой на собственные знания по какой-либо конкретной теме. В рамках темы «Подвиг народа — Слава Отчизны» при составлении интеллект-карты детям были заданы вопросы:
- Что ты знаешь о Великой Отечественно Войне?
- Какие военные профессии знаешь? Что им необходимо для боевых действий?
- Для чего и кому возводят памятники? Какие памятники героям Великой Отечественной Войны ты знаешь?
- Какие города — герои ты знаешь?
- Как сегодня отмечают парад Победы?
Рис. 2. Пример интеллект — карты на начальном этапе внедрения
Рис. 3. Пример интеллект-карты «Военные профессии»
Интеллект-карта «Военные профессии»
Цель: Расширять представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы.
Предварительная работа:
– Беседы «О военно-морском флоте», «О военно-воздушныx войскаx», «О сухопутных войсках»;
– Дидактическая игра «Чей головной убор?»;
– Дидактическая игра «Кому что нужно»;
– СРИ «Госпиталь в годы ВОВ»;
– Чтение Анатолия Митяева «Письмо с фронта»;
– Чтение Катаева В. «Сын полка»;
– Чтение стихотворения Твардовского «О мальчике-герое»;
– ООД (лепка) «Военная теxника».
Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Существует три вида войск «Сухопутные войска», «Военно-воздушные войска» и «Военно-морской флот». Сухопутные войска там служат танкисты, пограничники, саперы, артиллеристы, радисты, разведчики.
Военно-воздушные войска там служат Летчики, десантники, ракетчики, связисты. А на военно-морском флоте служат моряки подводники, матросы, капитаны боевых кораблей. Так же на Великой Отечественной Войне были медсестры и врачи, Работники железной дороги помогали в доставке на фронт боеприпасов, военной техники. медикаментов.
Рис. 4. Пример интеллект-карты «Памятники героям Великой Отечественной Войны»
Интеллект-карта «Памятники героям Великой отечественной войны»
Цель: Расширить знания детей о памятниках защитникам ВОВ
– ООД «Путешествие по памятникам Башкортостана»;
– ООД «Знакомство с памятниками героям ВОВ»;
– Беседа «Памятники, посвященные женщинам, воевавшим в годы великой отечественной войны»;
– Беседа о памятнике неизвестному солдату;
– Дидактическая игра «Загляни в замочную скважину»;
– Чтение Л.Кассиль «Памятник солдату»;
– Чтение рассказа Юрия Яковлева «Семеро солдатиков».
Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Памятники бывают разные. Есть памятники, которые воздвигли одному человеку — герою Великой Отечественной Войны за существенные заслуги и проявленное мужество в ходе ВОВ. Так, например, памятник в Уфе генерал-майору Минигали Шаймуратову. Есть не именные памятники, а как пример, «Памятник солдату».
Существуют памятники женщинам, воевавшим в годы Великой Отечественной Войны, так, например, памятник «Родина-мать зовет», женщинам — медсёстрам, матерям, отправившим детей на фронт. Так же установлены мемориалы защитникам Великой Отечественной Войны — «Защитникам Ленинграда», «Героям Панфиловцам». В городе Уфа есть памятники «Землякам ушедшим на фронт в Великую Отечественную Войну», памятник «Труженикам тыла».
Рис. 5. Пример интеллект — карты «Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне»
Интеллект-карта «Триптих о Великой Отечественной и Второй мировой войне»
Цель: Ознакомление с триптихом о Великой Отечественной и Второй мировой войне.
– Беседа «ТриптихоВеликой Отечественной и Второй мировой войне;
– Рассматривание иллюстраций с изображением памятников, составляющих триптих;
– Дидактическая игра «Назови памятник»;
– Дидактическая игра «Что сначала, что потом…»;
– ООД (рисование) «Меч для защиты Родины»;
– Составление интеллект-карты.
Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте
Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. «Родина-мать, зовет!» — это фигура женщины, которая шагнула вперед с поднятым мечом. Это образ Родины, зовущей своих сыновей-солдат на битву с врагом, расположенная в городе Волгограде.
В триптих входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Берлине. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом.
Рис. 6. Пример интеллект-карты «Города-герои»
Интеллект-карта «Города герои»
Цель: Ознакомление с городами-героями во время великой отечественной войны
– ООД «Знакомство с городом героем Москва;
– ООД «Знакомство с городом героем Ленинград;
– Беседа «Город герой Волгоград»;
– ООД «Знакомство с триптихом «Родина мать — зовет!»;
– Рассматривание иллюстраций «Города герои»;
– Конструирование «Город герой»;
– Беседа «Город герой Севастополь»;
– Чтение Нисона Xодзы «Дорога жизни»;
– Составление интеллект-карты.
Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Многим городам присвоенное звание город-герой, Москва в годы ВОВ была политическим центром. Жители Москвы шили военную одежду для солдат и военнослужащих, также изготавливали боеприпасы. В ходе ожесточенных боев защитники Волгоград нанесли существенный урон врагам и не сдали город, продолжая изготавливать детали и запчасти на военные корабли, трудится на заводах по изготовлению военной техники (Катюши) Севастополь держал оборону со стороны черного моря переправляли на кораблях боевые припасы, медикаменты, питание. Защитники Севастополя в ходе обороны не пустили фашистов дальше на юг. Ленинград пережил блокаду благодаря ладожскому озеру, по которому они перевозили раненых, а также питание и медикаменты.
Рис. 7. Пример интеллект-карты «День Победы»
Интеллект-карта «День Победы»
Цель: Сформировать знания у детей о празднике « День Победы » и вызвать чувство гордости за свою страну.
– Акция «Бессмертный полк»;
– Беседа «Ветераны ВОВ»;
– ООД «9 мая — День Победы»;
– ООД аппликация «Поздравительная открытка на 9 мая»;
– Слушания песен военныx лет;
– Просмотр видео ролика «Парад Победы»;
– ООД рисование «Вечный огонь»;
– Чтение С.Миxалков «День Победы»;
– Целевая прогулка в парк Победы для возложения цветов;
– Конкурс рисунков на асфальте «Миру — мир».
Примерный рассказ ребенка по интеллект-карте. Праздник День Победы проходит каждый год 9 мая во всех городах. Все жители принимают участие, в шествие Бессмертного полка, вспоминая своих родных и близких погибших в годы ВОВ. На главной площади города чеканят шаг солдаты, проходит парад военной боевой техники, пролетают военные самолеты, проходят различные рода войск. В этот день ветераны с медалями и орденами приходят на парад принимают поздравления. Жители городов возлагают цветы к вечному огню. День Победы заканчивается праздничным салютом.
Рис. 8. Пример интеллект-карты о ходе внедрения
Вывод
В результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность, проявление любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию и наполнению интеллектуальной карты, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и структурируют ее, используя метод синтеза и анализа.
В ходе работы над созданием интеллект-карт складывается общая стойкая положительная динамика сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников, которые активно вовлекаются в совместный образовательный процесс.
Литература:
- Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
- Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.
- Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 10.
- Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. — М., 1984.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. — М., 1983.
- http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml
- https://temocenter.ru/images/pages/projects/pedmasterskaya/3/intelekt_kart.pdf