Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Квест-игра «Казачата — бравые ребята»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
26.04.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Акишева, Н. П. Квест-игра «Казачата — бравые ребята» / Н. П. Акишева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 5 (86). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/290/10150/.


Казачеству на Кубани принадлежит особая историческая роль. Во все времена казаки были защитниками своего Отечества, родного края и семьи.

14 октября-День образования Кубанского казачьего войска, для кубанских казаков этот день особенный. Православные в этот день отмечают Покров Пресвятой Богородицы, которая на протяжении веков считается покровительницей воинов и казаков. На протяжении всей истории Кубанского казачьего войска, казакам были присущи чувство товарищества, взаимовыручка, смелость, верность долгу.

Дошкольники имеют первоначальное представление о Кубанских казаках. В ДОУ ежегодно проводятся мероприятия с атаманом Тихорецкого района, учениками казачьих классов. В процессе реализации ФОП ДО педагогов уделяют особое внимание региональному компоненту. Проводят развлечения и праздники, организуют тематические выставки, походы в музей.

Но как показывает практика, новые педагогические решения и подходы к реализации образовательной деятельности эффективней традиционных. Именно это и является обоснованием для разработки квест-игры «Казачата-бравые ребята».

Планируемые результаты: формирование представлений об образовании Кубанского казачьего войска, о Кубанских казаках. Воспитание чувства патриотизма. Создание радостного настроения.

Методическая разработка предназначена для старших воспитателей, специалистов, воспитателей, родителей детей дошкольного возраста и других заинтересованных лиц. Текст речи героев может изменятся по желанию педагога.


«Квест-игра «Казачата-бравые ребята»

Станция № п/п

Персонажи на станции, атрибуты

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

№ 1

Станция

«Знай-ка»

Казачка Маруся,

Мальчик Захар

Предметы Кубанского казачьего быта (кувшин, крынка, макитра, рушник, ухват, чугунок и т.п).

Наглядный материал: иллюстрации и картинки: казаки, подворье, хата, быт казаков, костюмы и т. п.

Альбомный лист, клей карандаш, карточка с изображением Захария Чепега.

Захар заходит в стилистически оформленное помещение (удивляется).

Захар: Ух, ты, куда это я попал ? (рассматривает предметы быта)

Маруся: Ты к нам в хату пришел!

Захар снимает головной убор. Здоровается, представляется.

Захар: А вы кем будете? (обращается к Марусе и детям)

Маруся: А мы Кубанские казаки, слыхал о таких?

Захар (задумывается): Нет, не знаю кто вы такие.

Но очень хотелось бы узнать.

Маруся: Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут.

Демонстрация наглядного материала.

Маруся рассказывает: В 1794 году, переселённые на Кубань донские казаки основали несколько станиц вверх по реке Кубани от Усть-Лабинской крепости и составили собой Кубанский казачий полк. В 1801–1804 гг. ряд казачьих станиц на Кубани основали казаки Екатеринославского казачьего войска, образовав, таким образом, Кавказский казачий полк.

Казачье войско возглавил Захарий Чепега, он первым отправился в путь для освоения земель. Атаман Захарий сказал:

«Здесь граду быть!».

Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы.

Свои дома они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво. Хаты огораживались специальным забором, который называется — плетень.

Казачий курень — это печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка.

Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу. Казаки занимались сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель. Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель — это утюг, но только деревянный.

Маруся обращается к Захару: Захар, ты теперь имеешь представление о кубанских казаках?

Захар: Да, немного понимаю где я и кто такие казаки!

Но думаю, что еще во многом нужно разобраться!

Маруся: Ребята, поможем Захару? (дети отвечают) Отправляемся на следующую станцию!

Маруся наклеивает на альбомный лист карточку с изображением З.Чепега

Дети рассматривают наглядный материал, слушают Марусю.

Задают интересующие вопросы, отвечают на вопросы героев.

№ 2

Станция

«Развивай-ка»

Казачка Маруся,

Мальчик Захар

Пословицы и поговорки о быте казаков.

Альбомный лист, клей карандаш, карточка с изображением казака.

Маруся обращается к детям и Захару.

Маруся: Казаки славятся не только своей силушкой, храбростью и честностью, а еще и традициями, и обычаями.

Я вам о них сейчас расскажу!

Семьи у казаков были большие, было много детей.

Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Традиция— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники. Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим. К отцу и матери обращались только на Вы.

При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

В присутствии старших не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.

Захар: Какие хорошие у Вас казаков традиции и обычаи!

Вот сейчас я проверю хорошо ли ребята их знают!

Захар читает поговорки и пословицы, предлагает детям их растолковать.

Маруся наклеивает на альбомный лист карточку с изображением кубанского казака.

Дети слушают рассказ Маруси, задают вопросы.

Примеры поговорок:

Казаком быть — не разиня рот ходить. Казачья смелость порушит любую крепость.

Где тревога, туда казаку и дорога. Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык. Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.

Дети рассуждают о толковании поговорок.

№ 3

Станция

«Играй-ка»

Казачка Маруся,

Мальчик Захар

Папаха, «конь», муз.сопровождение.

Альбомный лист, клей карандаш, карточка с изображением казака на коне.

Маруся: Мы с ребятами и обычаи соблюдаем и в игры играем! Знаем интересную игру «Папаха», можем и тебя Захар научить в нее играть.

Проведение игры «Папаха», «Наездники».

Захар: Ребята, как ловко, вы скачете на конях! Здорово!

Маруся: у нас казаков принято говорить: «Любо!»

Вместе выкрикивают «Любо!».

Маруся наклеивает на альбомный лист карточку с изображением казака на коне.

Игра «Папаха»

Под музыку дети папаху передают по кругу. Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и, надевает папаху, садится на «коня» и галопом скачет внутри круга, а дети хлопают в ладоши.

Игра «Наездники »

Как в народе говорят: «Казак без коня — не казак». Казак коня и на ходу остановить может. Классические «лошадки на палочке»: палочки в руках и между ног играющих. Участники по команде надевают папахи и «садятся на коней». Кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл. Игру можно проводить в виде эстафеты, поделив на равное число участников.

№ 4

Станция «Развлекай-ка»

Казачка Маруся,

Мальчик Захар

Музыкальное сопровождение.

Альбомный лист, клей карандаш, карточка с изображением герба Кубанского казачьего войска.

Маруся:Казачьи песни наши слушать — что мёд ложкой кушать!

Давайте споем песню «У Кубани матушки-реки».

Захар: Любо!

После исполнения песни, все играют в «Плетень».

Маруся: Ну, что Захар, теперь ты точно понял куда попал! Любо!

Захар: Да, спасибо казачата-бравые ребята! Много я узнал. Как образовалось Кубанское казачье войско. О быте, традициях и обычаях казаков. Весело поиграл с вами! Спасибо хозяйка за теплый прием! (обращается к Марусе) Любо!

Маруся: Спасибо Захар и тебе, заходи к нам еще в хату! (кланяется)

Рефлексия. Маруся и Захар задают вопросы детям.

Маруся наклеивает на альбомный лист карточку с изображением герба Кубанского казачьего войска. Поздравляет детей с успешным прохождением квеста. Награждает детей медалями-шевронами.

Дети исполняют музыкальное произведение.

«Плетень»

Дети идут хороводом и заплетают плетень, затем расплетают.

Текст:

Заплятися плетень, заплятися,

Закрутися труба золотая.

Догадайся кума молодая,

Выходила утица, со малыми детками.

Расплятися, плетень, расплятися,

Раскрутися труба золотая.

Догадайся кума молодая,

Выходила утица, со малыми детками.

1

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный