В данной статье идет речь об использовании изобразительных средств, методов и приемов в воспитании дошкольников в преддверии Дня защитника Отечества. Художественное воспитание дошкольников в преддверии праздника способствует формированию у детей патриотических чувств, уважения к защитникам Отечества, а также развитию творческих способностей и художественного восприятия. Важную роль в художественном воспитании дошкольников в рамках Дня защитника Отечества играет семья и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, День защитника Отечества, художественные средства, методы и приемы.
Современное общество России преодолевает глубокий духовный кризис, так как за последние годы частично утеряны ценностные ориентиры.
Государство в настоящее время пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности [1, с. 509–511].
Формирование патриотических чувств важно начинать именно в дошкольном возрасте, так как это наиболее благодатное время, чтобы заложить основы того, что в более зрелом возрасте сложится в подлинный патриотизм. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма [5, с.73–76].
Правильно организованная и систематически проводимая, работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Именно поэтому важно давать детям базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории культуре, начальные знания о Родине, начиная с раннего возраста, в силу еще не утраченной открытости души, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций [1, с. 509–511].
Патриотическое воспитание включает в себя не только формирование любви к свей стране и уважение к защитникам Отечества, но и развитие творческих способностей и художественного восприятия.
В рамках данной статьи особый интерес представляет вопрос использования изобразительных средств, методов и приемов на занятиях по рисованию посвященных празднованию Дня защитника Отечества.
День защитника Отечества — это праздник, который отмечается в России 23 февраля. Он символизирует мужество, отвагу и силу духа российских воинов. В этот день проводятся различные мероприятия и торжества, посвящённые памяти героев прошлого и настоящего.
Цель художественного воспитания в преддверии Дня защитника Отечества — формирование у детей дошкольного возраста чувства гордости за армию России, желания быть похожими на сильных и смелых солдат российской армии через изобразительную деятельность.
Задачи художественного воспитания включают:
— воспитание любви к Родине, уважительного отношения к защитникам Отечества;
— развитие творческих способностей и художественного восприятия;
— ознакомление с различными видами искусства, связанными с военной тематикой;
— формирование представлений о родах войск, военной технике и оружии;
— приобщение к культуре, традициям народа через связь поколений, поэзию, музыку, танцы, песни.
Для реализации вышеобозначенных задач художественного воспитания используются различные методы и приёмы:
— беседы на темы «Защитники Отечества», «Наша армия!»;
— чтение рассказов, стихов и песен, связанных с военной тематикой;
— проведение занятий по изобразительной деятельности (аппликация, рисование), на которых дети создают изображения военной техники, оружия, солдат разных родов войск;
— организация сюжетно-ролевых игр, связанных с военными профессиями (моряки, лётчики, десантники, пограничники);
— проведение подвижных игр и физкультминуток на военную тематику;
— использование дидактических игр и пособий для ознакомления с военной техникой, оружием, родами войск;
— организация выставок детских работ и тематических мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества.
На занятиях по рисованию тема Дня защитника Отечества отражается в создании праздничных открыток и рисунков, которые дети дарят своим дедушкам, бабушкам и другим родственникам. Такие занятия помогают детям развивать художественный вкус, пространственные представления и патриотические чувства.
На занятиях, посвященных Дню защитника Отечества, дети учатся рисовать праздничные открытки, используя различные техники и материалы. Они могут рисовать танки, самолёты, корабли и другие символы, связанные с армией и флотом. Также дети могут рисовать салют, который является традиционным элементом празднования Дня защитника Отечества.
Кроме того, на данных занятиях дети изучают историю праздника, знакомятся с именами людей, которые в разные годы стояли на защите Отечества. Это помогает им лучше понять значение праздника и его важность для нашей страны.
Также в рамках данного празднования можно организовывать творческие мастерские, которые включают в себя мастер-классы, где дети могут рисовать, лепить или создавать поделки на данную тему. Не менее интересным выступает создание газеты или стенда, посвященных защитникам Отечества, где они смогут разместить свои рисунки, стихотворения и рассказы [4, с. 3–5].
Важную роль в художественном воспитании дошкольников в рамках Дня защитника Отечества играет семья и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными знаниями и адаптация ребенка к окружаемому обществу. Зачастую материальные ценности чаще доминируют над духовными, поэтому у ребенка неправильно формируется представление о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме [2, с. 214–216].
Семья должна поддерживать интерес ребёнка к военной тематике, рассказывать ему о своих родственниках, служивших в армии, и знакомить с произведениями искусства, связанными с этой темой.
Педагоги, в свою очередь, должны проводить систематические занятия, организовывать экскурсии, выставки и мероприятия, направленные на формирование у детей патриотических чувств и уважения к защитникам Отечества.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения в рамках Дня защитника Отечества должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину [3, с.112–119].
Художественное воспитание дошкольников в преддверии Дня защитника Отечества способствует формированию у детей патриотических чувств, уважения к защитникам Отечества, а также развитию творческих способностей и художественного восприятия. Использование различных методов и приёмов позволяет сделать процесс воспитания интересным и доступным для детей разного возраста.
Литература:
- Белокопытова С. А., Летова В. И., Косова О. И. Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города // Молодой ученый. 2023. № 23 (470). — С. 509–511. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103727/ (дата обращения: 11.02.2025).
- Борисенко Я. Н., Лепетуха Д. В., Сидоренко А. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 50 (184). С. 214–216. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47221/ (дата обращения: 11.02.2025)
- Зацепина М. Б. День защитника Отечества// Современное дошкольное образование. 2008. С. 112–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/den-zaschitnika-otechestva/viewer (дата обращения: 11.02.2025).
- Малиновская Л. В. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в год Защитника Отечества // Вопросы дошкольной педагогики. 2025. № 2 (83). С. 3–5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9829/ (дата обращения: 11.02.2025).
- Щукина Е. П. Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 8 (35). С. 73–76. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5503/ (дата обращения: 11.02.2025).