Развитие у детей эмоционального и социального видов интеллекта через ознакомление с художественным произведением
Авторы: Белобородова Ольга Михайловна, Пузанова Любовь Николаевна, Нащекина Наталья Васильевна, Кривошеева Галина Евгеньевна, Ульянова Ирина Вениаминовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 04.12.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Развитие у детей эмоционального и социального видов интеллекта через ознакомление с художественным произведением / О. М. Белобородова, Л. Н. Пузанова, Н. В. Нащекина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9646/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций для развития у детей средствами словесного искусства эмоционального и социального видов интеллекта , умения слушать, улаживать конфликты и поддерживать сотрудничество.
Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово»
Интеграция образовательных областей :
ОО «Развитие речи», ОО «Социально-коммуникативная», ОО «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
ОТНОШЕНИЕ (желания, интересы, отношение, гуманистические чувства)
1) формирование избирательного отношения к образам литературных героев, умение оценивать их действия и поступки
ЗНАНИЯ (нравственные представления)
1) развитие любознательности, расширение представлений об окружающем мире и других людях, представленных в произведении
2) воспитание интереса к чтению
ДЕЙСТВИЯ (умения эмоционально-практического опыта)
1) освоение навыков конструктивного решения конфликтов
2) развитие коммуникативных навыков, способности максимально точно вербально выражать свои мысли, чувства и переживания
3) освоение навыков противостояния психологическим манипуляциям (сохранение эмоционального спокойствия в ситуации конфликта
Методы и приемы:
Практические: представление ситуаций, практические советы для решения проблемы
Словесные: беседа-рассуждение, вопросы-ответы,
Наглядные: рассматривание иллюстраций по содержанию произведения.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации |
Речевая деятельность Рассматривание иллюстраций |
Чтение, обсуждение, беседа по сюжетным картинкам |
Двигательная |
Физминутка |
Игра-драматизация |
Инсценирование ситуаций |
Логика образовательной деятельности
№ п/п |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
|
Педагог читает произведение В. Осеевой «Волшебное слово» Педагог читает, выделяя интонационно важные эмоциональные моменты. |
Слушают, пытаются понять содержание произведения |
Дети называют персонажей произведения, могут восстановить содержание произведения |
Содержательный этап |
Осуществляет анализ произведения на основе вопросов. 1. Ситуация Павлик и старик. Педагог при помощи наводящих вопросов помогает детям вспомнить начало рассказа, представить главного героя. Для дальнейшего понимания детьми событий произведения и усвоения содержания, педагог зачитывает отрывок о том, как надо говорить волшебное слово. 2.Ситуация Павлик и Лена. Педагог задает вопросы детям по содержанию рассказа, при затруднении ответов, задает детям наводящие вопросы. Педагог зачитывает отрывок о смущении Лены «… Лена широко раскрыла глаза …. — Какую тебе?» — Почему Лена так себя повела? Чтобы подвести детей к следующей ситуации, педагог задает детям наводящие вопросы . — Какое желание появилось у Павлика, когда Лена дала ему краску? О чем он думал? 3.Ситуация Павлик и бабушка Задает вопросы по содержанию рассказа. Чтобы ярче закрепилось представление о героях произведения зачитывает отрывок о бабушке «…Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке…» 4.Ситуация Павлик и брат Задает вопросы по содержанию сюжета. Педагог задает проблемные вопросы: —Что произошло дальше? — Почему Лена и бабушка попросили за Павлика? —Что почувствовал Павлик, когда брат согласился взять его покататься на лодке? |
Отвечают на вопросы педагога: —Назовите всех героев произведения —Кто главный герой? —С чего начинается рассказ? —Каким был Павлик во время разговора со стариком? —Почему Павлик был сердитым? Что он рассказал старику? —Что посоветовал старик Павлику? Слушают внимательно вопросы педагога, отвечают на них, подтверждая словами из произведения: —Как повела себя Лена, когда увидела Павлика? —О чем подумал Павлик, увидев Лену? — Как поступил Павлик потом? — Что сделала Лена? Дети высказывают свое мнение, относительно такого изменения поведения Лены. Дети слушают вопросы педагога, отвечают на них, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями Слушают и отвечают на вопросы педагога: —О чем попросил Павлик бабушку? — Расскажите, как поступила бабушка? Как сказано в рассказе о бабушке? —Что почувствовал Павлик и как повел себя, когда бабушка дала ему самый лучший, румяный пирожок? Слушают педагога отвечают на вопросы: —Как вел себя Павлик за обедом? — О чем попросил Павлик своего брата? —Как повел себя брат, услышав такую просьбу от Павлика? Согласился брат взять Павлика с собой? Как он назвал Павлика? Дети делятся своими мнениями по поводу изменений в поведении персонажей. |
Выявление чувств и эмоций героев, их влияние на поступки других героев произведения. Формируется первичное представление о главном персонаже произведения умение чувствовать эмоции и настроения других людей, формирование способности различать эмоции (радость, удивление, страх,) и эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, жесты, позу. Формируется представление о Павлике, формирование умения управлять эмоциями и чувствами для воздействия на партнеров и решения межличностных проблем создание условий для непосредственного прочувствования детьми эмоциональной и социальной ситуации. |
Динамическая пауза |
Педагог предлагает детям размяться, чтобы снять усталость. Мы устали, засиделись. Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы книжки, Приступили мы к разминке. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот. Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь на стулья сели. |
Дети выполняют движения, согласно словам физминутки. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки) (Повороты корпусом) (Приседания) (Дети садятся на свои места) |
Снятие физической и эмоциональной напряженности |
|
— Почему вначале рассказа Павлик хотел убежать из дома? — Каким был Павлик вначале? —Что бы вы посоветовали Павлику? |
Дети восстанавливают содержание рассказа по сюжетным картинкам, подбирают наиболее точные моменты сюжета. Дети делятся своими впечатлениями и мнениями. |
Создание условий для восприятия и оценки социальных и эмоциональных ситуаций |
Литература:
- Микляева Н.В, Тихонова О.А, ЧудесниковаТ. А. Шакирова О. А. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Издательство: АРКТИ — 2021 г. Серия: Развитие и воспитание. — 160 с.
- Осеева В. А. Синие листья. Москва: Эксмо, 2016. — 128 с.: ил. — Книги — мои друзья.