Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития навыков коммуникации и социального взаимодействия у дошкольников с РАС через игровую деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 19.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Дудорова, С. Ю. Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам развития навыков коммуникации и социального взаимодействия у дошкольников с РАС через игровую деятельность / С. Ю. Дудорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9577/ (дата обращения: 23.12.2024).



Самыми первыми путеводителями в жизни ребенка являются его родители и именно им отводится важное место в его воспитании и развитии. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей позволяет грамотно строить отношения между родителями и детьми и своевременно изменять их в соответствии с возрастом детей, текущей ситуацией и другими обстоятельствами. Родители несут ответственность за детей, а их высокий уровень компетентности позволяет своевременно выявлять и решать проблемы, предотвращать возникновение деструктивных процессов в семье, учить своим примером доброжелательному отношению, уважению к людям, ответственности перед собой, семьей и обществом, заботе о других. Формирование ответственного родительства в целом и повышение психолого-педагогической компетентности в частности имеют большое значение как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения семьи.

А если в семье есть ребенок с ОВЗ, то усилия родителей в данном случае должны быть направлены не только на обучение ребенка, но и на его успешную социализацию в обществе и развитию навыков коммуникации, не только с родителями, но и с окружающим миром. Помимо медикаментозного лечения и помощи специалистов таким детям требуется тесный контакт с родителями. Ведь именно они являются первыми с кем начинает общаться ребенок.

В последнее время общество испытывает растущую потребность в консультировании и руководстве для родителей. Чтобы обеспечить детям надлежащую помощь, родители должны знать о возможностях и необходимостях их внутреннего роста.

К большому сожалению, родители, в большинстве случаев, перекладывают всю ответственность на педагогов, что обучать и правильно воспитывать должны они, особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Но в Законе об образовании. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. говориться что педагоги лишь оказывают помощь родителям (законным представителям).

Проблема расстройства аутистического спектра (далее РАС) остро стоит и обсуждается в мире уже более нескольких десятков лет, но особенно заметно она обозначилась в последние годы, когда наблюдается рост количества детей с проявлением РАС.

Но дети с аутизмом — это прежде всего дети, и им нужны друзья, нужно социальное окружение, им нужно играть и учиться, им нужна нормальная жизнь, чтобы в дальнейшем, во взрослой жизни они могли реализовать себя, найти работу, иметь друзей, или просто обратится к другому человеку с просьбой.

Большинство родителей, сталкиваясь с проблемой аутизма, рас, опускают руки, не знают что им делать, как общаться, учить, играть и взаимодействовать со своим ребенком. Что делать, чтобы ребенок смог самостоятельно жить.

Мы с вами уже знаем, что игровая деятельность и навыки взаимодействия находится в зоне дефицитов аутичных детей. И значит мы должны говорить о необходимости обучения игровому взаимодействию.

А игровое взаимодействие нужно для:

— Пробуждение интереса. Процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

— Самопознание и самореализация. Ребёнок познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.

— Формирование культуры сотрудничества. Совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.

— Социализация. Ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам.

— Развитие коммуникативных навыков. Малыш осваивает речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

А самое главное, что мы должны понимать — дети с аутизмом могут учиться, в том числе учиться и игровым навыкам. Главное, правильно подобрать инструменты для развития необходимых навыков.

Благодаря сотрудничеству с организацией «Звездный дождь», мы решили воспользоваться их рекомендациями по формированию навыков игровой деятельности и навыков социального взаимодействия, и помочь родителям научится взаимодействовать со своими детьми, через игру.

Для родителей были проведены родительские собрания, мастер классы, тренинги.

На первом родительском собрании, тема которого была «Особенности детей с расстройством аутистического спектра и аутизмом», мы разбирались что же такое расстройство аутистического спектра, и аутизм, какие дефициты имеются у наших воспитанников. Родители поделились своими трудностями в общении с их детьми. Пришли к выводу о том, что они не знают как правильно выстроить коммуникацию, формировать навыки взаимодействия, и как играть со своим ребенком.

Следующее родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» было посвящено повышению компетентности родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы и игровой деятельности дошкольников с РАС в домашних условиях.

Рассмотрели с родителями онтогенез развития игровой деятельности. Разобрались с тем, что одна и та же игра может иметь разную направленность. Определились с тем, что игра отличается от заданий.

Я считаю это очень важным аспектом, понимание которого поможет избежать лишних ошибок.

Для родителей была сделана серия видеороликов «Научи меня играть», по развитию игровой деятельности, и постепенно выкладывал на своем личном сайте. В роликах подробно рассказывала и показывала родителям каждый этап формирования игровой деятельности. В свою очередь, от родителей просила обратную связь в виде фото и видео в домашних условиях.

Проанализировав видеоролики, приглашала родителей для разбора видео. Разбирали что делают правильно, как общаются, разговаривают, что делают неправильно. Родители делились собственными наблюдениями, трудностями, рассказывали что получается, а что нет.

За год работы родители увидели собственные результаты по улучшению взаимодействия со своими детьми. Они стали лучше понимать своего ребенка, уменьшилось нежелательное поведение, так как дети научились навыкам просьбы приемлемым для них способом, дети стали больше устанавливать глазной контакт, а он играет большую роль в формировании взаимодействия и коммуникации. Дети стали более активными, потому что их стали понимать и отвечать им взаимностью. Стало больше положительных эмоций со стороны ребенка. Родителе стали играть со своими детьми.

Ну а мы продолжаем развивать навыки игровой деятельности и социального взаимодействия в дошкольном учреждении, и уже переходим к более сложным играм — игра по правилам.

Литература:

  1. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: сеанс, 2018. — 202 с. ил.
  2. Жернова Е., Обухова М., Грекова М. Научи меня играть. Методические рекомендации по развитию навыков игровой деятельности у детей с аутизмом.
  3. С.Дж. Роджерс, Дж. Доусон, Л. А. Висмара Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. Екатеринбург Рама Паблишинг 2021
  4. Психолого-педагогическая компетентность родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-kompetentnost-roditeley-vospityvayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/viewer
  5. Пальчик А. А. рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра. https://cpmssirk.ru/attachments/article/24/Рекомендации %20для %20родителей, %20имеющих %20детей %20с %20расстройством %20аутистического %20спектра.pdf
Задать вопрос