Нужно ли ребенку ходить в детский сад | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 28.08.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Стрелкова, Н. Г. Нужно ли ребенку ходить в детский сад / Н. Г. Стрелкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9388/ (дата обращения: 17.12.2024).



Многие современные родители очень часто спрашивают меня: «А надо ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, что те, кто не ходит, очень трудно адаптируются в школе?» И далее подобные вопросы остаются открытыми для них лишь потому, что родители сами решают ходить или не ходить ребенку в детский сад. И ответить однозначно они сами для себя не могут. Хотя, и к советам не прислушиваются.

До недавних пор все считали, что детский сад является необходимым условием в развитии ребенка. И да, «домашние» дети с трудом приспосабливались к школьным правилам, принятым в группе сверстников. Эти трудности объяснялись тем, что таких детей было мало и подавляющее большинство составляли именно «садиковские» дети. Очень часто в садик попадали целыми компания с одного двора, далее шли в один класс. И если в этот же класс попадал ребенок, который не посещал детский сад, то ему, конечно, приходилось непросто.

Сейчас ситуация намного изменилась. В нашем современном мире дети, не посещавшие детский сад, уже не исключение. Очень много «дошколок», куда дети ходят для общего развития, частные сады с двумя-тремя детьми, интернет-ресурсы, помогающие детям осваивать и познавать окружающий мир...И детский сад отошел на второй план. И в общем и целом ребенок, воспитанный дома, вполне может быть развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада.

Но я все же советую родителям посетить государственное учреждение и присмотреться к детскому садику. Для чего? Поясню…Прежде всего — иметь возможность общаться со сверстниками, т. к. примерно с трех лет (а уж с четырех — это точно) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему подарить. В детском саду ребенок имеет возможность общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Ребенок узнает, что помимо членов семьи есть и другие взрослые, к словам которых нужно прислушиваться и просто подчиняться. Ведь опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений с учителями.

Идем далее… в детском саду ребенок адаптируется к определенным правилами поведения и учится соблюдать их, эти навыки ребенку необходимы в дальнейшей жизни. Ребенок развивается интеллектуально и физически, познает окружающий мир посредством игр. Но лишь «садикового» образования ребенку мало. Родители просто обязаны заниматься с малышом сами. Если ребенок целые дни проводит перед экраном телевизора, то в детском саду он получит несравненно больше. Лепка, конструирование, рисование, развитие речи, физкультурные и музыкальные занятия — это все то, чем обеспечит вашего малыша самый простенький государственный садик. И поверьте, это немало для малышей раннего и младшего возраста.

Могут ли родители обеспечить ребенку такие условия, не отдавая его в детский сад? В принципе, возможно и могут. Но лишь в том случае, если родитель действительно готов к этой трудной и очень серьезной работе. И если вы не хотите вести ребенка в сад, то вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку возможность общения со сверстниками и приобщение его к социализации. Ребенок дома должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми, желательно обеспечить ему постоянного друга-ровесника, возить его в гости и приглашать других детей к себе домой, приобщая его к компании сверстников. Эта задача вполне может быть осуществима, но нельзя забывать и о другом важном моменте — общении ребенка со взрослыми. И мамы, находящиеся постоянно со свои малышом, считают, что не имеют права доверить своего драгоценного дитятко кому-то постороннему и чужому. И обидно то, что в число таких людей входят и родные малышу люди- бабушки, дедушки, тети и т. д. И если вы одна из таких мамочек и не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с вашим ребенком — вам нужно срочно менять эту позицию! Нельзя ограничивать мир ребенка лишь своей собственной персоной. Вы должны понимать, что вашему любимому малышу необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы. А что вы лучшая мама- в этом сомнений нет! Отдайте ребенка в кружок или секцию, где определенное время ваш малыш будет общаться с другим взрослым. Обращайте внимание на то, как ребенок ведет себя при этом общении, легко ли идет на контакт.

И так, вы решили отдать ребенка в детский сад. Но в каком возрасте ребенку лучше идти в детский сад?

Я считаю, что «самым-самым» возрастом сегодня считается четыре года, но и вполне допустимо –в три. К трем годам ребенок уже начинает интересоваться общением с другими детками, не боится оставаться без мамы на какое-то время, обладает навыками самообслуживания (умеет снимать одежду, кушать сам…). Но по-настоящему получать удовольствие от общения со сверстниками и игр с ними ребенок будет лишь к четырем годам. Идеальный возраст знакомства с детским садом и адаптации к нему — 3–3,6 года. Постепенно увеличивая время нахождения в детском саду, малыш начнет привыкать к общению и некоторым правилам детского учреждения. Сначала можно ходить вместе с малышом на прогулку с группой, затем оставляя его одного на несколько часов. Главное в адаптации- не торопиться отдать малыша на весь день. Если вы увидите, что ребенок окончательно не против находиться в новой обстановке, то переходите к обычному посещению сада с его режимными моментами. Мягкая и постепенная адаптация к детскому саду — вот то условие, к которому нужно подвести своего ребенка и подготовиться самим родителям. Постарайтесь в домашних условиях больше разговаривать с малышом о времяпрепровождении в детском саду, ни в коем случае не пугать малыша детским садом. Слушайте сказки про садик, читайте стихи. Будьте сами морально готовы на расставание со своим ребенком. Спокойная мама- спокойный ребенок.

Но есть и другая сторона медали. Ребенок совсем не хочет идти в садик...Как поступить?

Часто слышу, что некоторых детей врачи называют — «несадиковские». Да и родители вполне с ними соглашаются. Что же означает это слово? И есть ли на самом деле такие детки? Я думаю, что таких детей, скорее всего, нет. Дело в том, готовы ли сами родители совместно с ребенком приложить усилия и не малые, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду. И будут ли оправданы их труды. Из опыта работы мне удалось выявить три группы детей, по которым малыши адаптируются к детскому саду.

1) дети, которые воспринимают смену обстановки очень категорично, для них это нервный срыв, стресс. Как правило, такие дети очень часто начинают заболевать.

2) дети, которые не особо проявляют признаки переживания, но при этом они так же начинают часто болеть.

3) дети, не реагирующие на смену обстановки, спокойно остаются в саду, проявляют интерес к окружающему миру.

Исходя из этого, можно сказать, что дети через одного относятся к первой или ко второй группе. Но это совсем не означает, что каждый второй ребенок «не садиковский». Детский сад — стресс для каждого ребенка, но стресс регулируемый и преодолимый. Адаптация и связанные с ней проблемы разрешимы, нужно лишь помочь малышу справиться со своими чувствами и эмоциями. Здесь стоит заранее подготавливать ребенка к посещению детского сада, и верить, что ваш малыш будет в нашей третьей группе по адаптации. Но везде бывают исключения. Иногда, особенности ребенка не позволяют адаптироваться ему в обществе. Возможно, ваш ребенок не достиг подходящего возраста. Или же темперамент ребенка мешает ему в адаптации. Темперамент — это врожденная характеристика, его нельзя изменить, но, к сожалению, можно насильственным образом искажать. Сангвиники адаптируются к новой обстановке очень благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать флегматики — они просто медлительны и не успевают за сверстниками. А в садике- режим. Все делается по времени: кушать, спать, одеться и выполнять задание на занятии. Если вы видите, что сложности связаны именно с темпераментом, то обсудите это с воспитателем. Возможно, вы найдете обоюдный выход из ситуации.

Ну, и конечно, в садик не следует отдавать часто болеющих деток, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Здесь уже нужно учитывать его повышенную чувствительность к миру в целом. Возможно, вы найдете специализированные санаторно-курортные сады. Где и вам и вашему малышу будет комфортно. Режим санаторных садов мягкий и полностью адаптирован под таких деток.

В заключении хочу сказать, что только вы решаете отдавать ли ребенка в сад или нет. Вы несете ответственность за своего малыша. Надеюсь, после прочтения статьи многие из вас изменят свое мнение о «домашних» детках, о садах в целом и выберут лучшее будущее для своего ребенка! Всем удачи в ваших начинаниях!

Задать вопрос