Музыкальное воспитание в детском саду. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми 5–7 лет по программе «Музыкальный мир. Тропинки»
Авторы: Бирюкова Ирина Александровна, Белова Татьяна Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.08.2024
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Бирюкова, И. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми 5–7 лет по программе «Музыкальный мир. Тропинки» / И. А. Бирюкова, Т. В. Белова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9362/ (дата обращения: 16.12.2024).
Календарно-тематическое планирование музыкальной деятельности в подготовительной группе (6–7 лет)
Сентябрь
Виды музыкальной деятельности |
|||||
Восприятие музыки |
Пение |
Знакомство с музы кальными инструментами |
Движения под музыку |
||
1 неделя |
|||||
Мониторинговая деятельность |
Мониторинговая деятельность |
Мониторинговая деятельность |
Мониторинговая деятельность |
||
2 неделя |
|||||
Тема: «В гостях у красавицы Осени». (Блок муз. календарь) Осеннее настроение в музыке (беседа). «Звучащая Картина»: А.Головин «Осень». П. Чайковский «Осень» Сентябрь. Охота. (Цикл «Времена года») Учить высказываться об эмоционально — образном содержании произведения. |
Тема: «В гостях у красавицы Осени». (Блок муз. календарь) «Осень — мастерица» муз. А. Степанова. Осень, осень. Р.н.п. — закличка. Учить передавать в пение характер песни, отчётливо произносить слова |
Тема: «Буква А».(Блок муз. азбука) Беседа: Музыка — это мир звуков. Первоначальное представление о сочетании в музыке звуков разной высоты (в аккорде, ансамбле, в речи, в пении). Ансамбль (барабан, гитара, скрипка) по иллюстрации к сказке «Три поросёнка» Аккордеон. Познакомить детей со звучанием инструмента, его звукоизвлечением |
Тема: Тема: «В гостях у красавицы Осени». (Блок муз. календарь) Пластическая импровизация «Листья желтые кружатся». Учить согласовывать движения с музыкой. Отработка плавных, легких движений рук вверх и вниз в муз.фразах |
||
3 неделя |
|||||
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) Волшебная сила музыки: музыка может переносить слушателей в разные времена суток (беседа). Музыка, краски и звуки утра. «Звучащая картина»: А.Попов, «Утро в деревне» П.Чайковский «Утренняя молитва» (Из «Детского альбома») |
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п. «Просто девочки, просто мальчики» муз. Ю.Чичикова, сл. Р.Рождественского. Учить правильно брать дыхание во время исполнения песни |
Тема: «Утро» (Блок муз.часы) Звуковая картина «Моё утро» — щебетанье птиц «свистулька», звон будильника «колокольчик», хлопанье дверей «барабан», бег вниз по лестнице «металлофон». Учить детей с помощью д. м.и. создавать муз. картину. Развивать творческое воображение. |
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) Музыкально-ритмическая импровизация «Утренняя зарядка» под песню (на выбор). Танец часиков. Учить детей изменять движения в соответствии с муз.фразой |
||
4 неделя |
|||||
Тема: «Моя Россия» (Блок муз. глобус) Волшебная сила музыки: она может переносить слушателей в разные города и страны. Муз. образы России. Народы России, его песни — танцы — муз. инструменты. Знакомство с глобусом (беседа). Гимн России. «Барабанщик» муз. Д.Кабалевского. «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, сл. М.Долинова. Учить чувствовать, что выражает музыка |
Тема: «Моя Россия» (Блок муз. глобус) Песни о Родине. Учить воспринимать характер мелодии; различать вступление, припев, куплет, проигрыш, заключение в песне |
Тема: «Буква Б» (Блок муз. азбука) Баян (в сравнении с аккордеоном). Барабан, бубенцы, бубен — ударные муз. инструменты. Познакомить детей со звучанием инструмента, его звукоизвлечением |
Тема: «Моя Россия» (Блок муз. глобус) Разучивание рус. хоровода. Работа над ходьбой простым хороводным шагом, держась за руки по кругу, сужая и расширяя его |
||
Октябрь
Виды музыкальной деятельности |
||||||
Восприятие музыки |
Пение |
Знакомство с музыкальными инструментами |
Движения под музыку |
|||
1 неделя |
||||||
Тема: «Весёлая ярмарка» (Блок муз. календарь) Беседа: традиции ярмарочных гуляний (выступление шарманщиков, скоморохов). «Звучащая картина»: Б.Кустодиев «Ярмарка» Шарманка» муз. Д.Шостоковича. «Октябрь. Осенняя песня (Из цикла «Времена года») муз. П.Чайковского |
Тема: «Весёлая ярмарка» (Блок муз. календарь) Хоровод «Ой вставай, Антошенька» Песня об Осени. Работа над дикцией. Учить различать вступление в песне, припев, куплет |
Тема: «Буква В» (Блок муз. азбука) Виолончель. Познакомить детей со звучанием инструмента, его звукоизвлечением. |
Тема: «Весёлая ярмарка» (Блок муз. календарь) Игра «Карусель»» Муз. — фольклорная игра «Пряничная доска» Шаг с притопом. Осваивать задорный русский шаг. Учить ритмично выполнять притопы по ходу движения. |
|||
2 неделя |
||||||
Тема: «Буква В» (Блок муз. азбука) «Волк» (из симфонической сказки «Петя и волк») муз. С. Прокофьева. Звучание трёх валторн. |
Тема: «Осенняя песня» (Блок муз. календарь) Беседа: муз. краски осени Песни об Осени. Учить петь эмоционально, точно передавать мелодию, четко произносить слова |
Тема: Буква В» (Блок муз. азбука) Валторна. Познакомить детей со звучанием духового инструмента, его звукоизвлечением. |
Тема: «Осенняя песня» (Блок муз. календарь) Муз. — пластическая импровизация «Осенние листья по ветру летят». Учить выполнять плавные движения руками, следить за осанкой и координацией движений |
|||
3 неделя |
||||||
Тема: Буква Г» (Блок муз. азбука) «Гармонь» муз. В.Агафонникова, сл. З.Петровой. «Мужик на гармонике играет» (из «Детского альбома») муз. П.Чайковского. «Утка» (симфоническая сказка «Петя и волк») муз. С.Прокофьева. Звучание гобоя |
Тема: Буква Г» (Блок муз. азбука) Упражнение на распевание «Гуси» «Песенка крокодила Гены» муз. В.Шаинского, сл.Э.Успенского. Повторение и закрепление пройденных песен. |
Тема: Буква Г» (Блок муз. азбука) Беседа: «Образы народных инструментов». Гармонь. Габой. Познакомить детей со звучанием инструментов, их звукоизвлечением. |
Тема: «Осенняя песня» (Блок муз. календарь) «Осенний, сказочный хоровод» с платками. Топотушки. Учить выполнять движения в ритм музыки, соблюдать интервалы между детьми |
|||
4 неделя |
||||||
Тема: Буква Д» (Блок муз. азбука) Беседа: длительность (время, продолжительность звучания одного звука) на примере колокола. Длина в пространстве. Звуки разной длины (в окр. мире и в музыке). Изображение длительностей с помощью нотных знаков. «Дудочка» муз. В.Агафонникова, сл. З.Петровой. |
Тема: «Буква Д» (Блок муз. азбука) Упр. на распевание «Ди, де, да, до, ду» «Дудка (На зеленом на лугу….) р.н.п. «Дон-дон» р.н.п. с ритмическим сопровождением на треугольнике, колокольчике, бубенцах. Учить передавать игровой характер песни. Во время пения учить детей прислушиваться к друг другу. |
Тема: «Буква Д» (Блок муз. азбука) Дудка, домра. Познакомить детей со звучанием инструмента, его звукоизвлечением. |
Тема: «Осенняя песня» (Блок муз. календарь) Повторение танцев, хороводов. |
|||
Ноябрь
Виды музыкальной деятельности |
|||
Восприятие музыки |
Пение |
Знакомство с музыкальными инструментами |
Движения под музыку |
1 неделя |
|||
Тема: « Буквы Е и Ё» (Блок муз. азбука) Настроение в музыке. Музыка, которая учит доброте и дружелюбию. «Песенка друзей» муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина. |
Тема: «Буквы Е и Ё» (Блок муз. азбука) Упр. на распевание «Едем, едем, не спешим» Песни о дружбе. Учить передавать веселый, оживленный характер песни |
Тема: «На тройке» (Блок муз. календарь) Бубенцы, ложки. |
Тема: ««На тройке» (Блок муз. календарь) Муз. — пластическая импровизация с расписными ложками. Учить отличать в движениях акценты, самостоятельно реагировать на начало и конец муз. произведения |
2 неделя |
|||
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) «Танец часов» (из оперы «Джоконда») муз. А. Понкьелли |
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) «Доброе утро» муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой. «Ой, вставала я ранёшенько» р.н.п. Учить петь не спеша — на распев, брать правильно дыхание. |
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) Звуковая картина «Моё утро» — щебетанье птиц «свистулька», звон будильника «колокольчик», хлопанье дверей «барабан», бег вниз по лестнице «металлофон». Учить детей с помощью д. м.и. создавать муз. картину. Развивать творческое воображение |
Тема: «Утро» (Блок муз. часы) Танец часов. Учить различать части, музыкальные фразы произведения, передавать их характерные особенности в движениях. |
3 неделя |
|||
Тема: «Буква Ж» (Блок муз. азбука) Беседа: выражение разных чувств человека (жалости, грусти, радости). Жалобный голос жалейки. «Звучащая картина»: И.Хохлов. иллюстр. к р. н.с. «Лиса, заяц и петух». Народные обрядовые песни |
Тема: «Буква Ж» (Блок муз. азбука) Упр. на распевание «Жук» «Жаворонушки, прилетите-ка!» р.н.п. |
Тема: «Буква Ж» (Блок муз. азбука) Жалейка. Познакомить детей со звучанием инструмента, его звукоизвлечением. Сочинение грустной, «жалобной» мелодии к стих-ю А.Барто «Зайку бросила хозяйка» (инструмент на выбор детей) |
Тема: «Моя Россия» (Блок муз. глобус) Музыкальные образы России. Русский танец. Учить выразительному исполнению плясового шага. Дробный шаг с подскоками |
4 неделя |
|||
Тема: Буква З» (Блок муз. азбука) Беседа: колокольные звоны — звоны разной высоты и длины (благовест, трезвон). Запись колокольных звонов. |
Тема: «На тройке» (Блок муз. календарь) «Песенка про Деда Мороза» «Песенка зимы» Передавать веселый оживленный характер, рисующий картину зимы |
Тема: Буква З» (Блок муз. азбука) Колокола на колокольне и в симфоническом оркестре. |
Тема: «На тройке» (Блок муз. календарь) Танец с бубенцами. Работа над умениями исполнять движения, чувствуя сильную долю такта |