Конспект организованной образовательной деятельности в старшей комбинированной группе «Топтыжки» «Путешествие в космическую лабораторию» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кириенко, О. А. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей комбинированной группе «Топтыжки» «Путешествие в космическую лабораторию» / О. А. Кириенко, Н. Г. Долгова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9173/ (дата обращения: 07.05.2024).



Цель: развитие естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста, уточнение и расширение представлений детей о космосе через проведение опытов и экспериментов

Задачи:

— Уточнить представления детей о космосе, планетах, звёздах.

— Учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес.

— Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательности, любознательности, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение.

— Воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: иллюстрации планет, Вселенной, фонарик, конверт, картон с отверстиями-звёздами, глобус, тарелки, молоко, пищевые красители, ракета из картона, космонавт из картона, бумажные салфетки, жидкое мыло, сахар, детский аппарат для изготовления сладкой ваты, макет солнечной системы

Словарная работа: гравитация, земное притяжение, космические тела, Вселенная, галактика, солнечная система, Юпитер, Плутон, Венера, Сатурн, Земля, Марс, Уран, Нептун, Меркурий, луноход, кратер.

Предварительная работа: работа с макетом Солнечной системы, просмотр презентации «Детям о космосе», ситуативные беседы: «Первый космонавт на Земле», «Профессия — космонавт», «Земля — наш дом во Вселенной», беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!». Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты».

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу, организационный момент — утренний круг «Доброе утро!».

Воспитатель: Ребята, мы приглашаем вас в космическую лабораторию, меня зовут Комета Марсовна, а мою помощницу зовут Венера Плутоновна, в нашей космической лаборатории мы проводим очень интересные и необычные опыты, хотите с нами сделать удивительные открытия? (Ответы детей). Давайте вспомним, какие правила надо выполнять при проведении экспериментов (Ответы детей: «Ничего не трогать», «Сидеть на своём месте», «Ничего не брать в рот», «Соблюдать осторожность», «Не кричать», а можно «Думать», «Делать выводы», «Слушать, смотреть»).

Эксперимент № 1 «День и ночь»

Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь

Оборудование: фонарик, глобус, затемнённая группа (или другое темное помещение)

Включите в темной групповой комнате фонарик и направьте его на глобус. Объясняя детям: «Фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот ещё немножко повернём, и оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, там ночь. А как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыты? Дети отвечают, что это утро или вечер.

Эксперимент № 2 «Дневные звёзды»

Комета Марсовна: Ребята, а как вы думаете, светят ли звёзды днём? (Ответы детей). Да, оказывается дневные звёзды есть, и они светят, хотите узнать, как это происходит?

Цель: показать, что звёзды светят постоянно.

Оборудование: декоративный дырокол со звездочками (можно простой), картон белый размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Пробить дыроколом отверстия в картоне, вложить в конверт. Находясь в хорошо освещённой комнате, взять в одну руку конверт, в другую — фонарик. Включить фонарик и с 5 см посветить им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую сторону. Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Вывод: Днём звёзды светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет от звёзд затмевается. А лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи и подальше от городских огней!

Эксперимент№ 3 «Что происходит с ростом человека в космосе?»

Цель: дать детям понятие «гравитация», «земное притяжение».

Оборудование: космонавт, тарелка с водой, салфетки, карандаш, ножницы, клей.

Распечатываем шаблон космонавта и вырезаем его по контуру. Закручиваем карандаш в салфетку, а потом аккуратно сдвигаем оба конца салфетки к центру. Нам нужны 2 получившиеся гафрированные трубочки, отрезаем от них лишние концы. Отрезаем одной полоской обувь у космонавта и приклеиваем снизу к бумажным трубочкам, смазываем клеем только голову и обувь космонавта. Наливаем в тарелку немного воды и кладём в неё космонавта. Он моментально вырастает и скафандр становится ему мал.

Вывод: на Земле гравитация оказывает давление на позвоночник и сжимает его, в космосе же позвоночник распрямляется, поэтому рост космонавтов увеличивается.

Эксперимент № 4 «Реактивная ракета»

Венера Плутоновна : Ребята, а вы знаете, какое топливо используется в ракетах? (ответы детей). В ракете используется жидкое ракетное топливо. Хотите попробовать сами изготовить топливо для ракеты, чтобы она полетела? Давайте попробуем вместе.

Цель: взаимодействие разных по составу веществ

Оборудование: ракета, ножницы, тарелка с молоком, моющее средство, пищевой краситель, ватная палочка.

Рисуем разные ракеты на картоне, вырезаем. Наливаем в тарелку молоко и добавляем в разные места по несколько капель пищевые красители. Ватной палочкой наносим на нижнюю часть ракеты моющее средство (или жидкое мыло). Опускаем в молоко и наслаждаемся полётом «реактивной ракеты».

Комета Марсовна: Ребята, а у нас с Венерой Плутоновной есть своё искусственное солнце, мы с помощью его можем делать искусственные облака, хотите вместе с нами их изготовить? (дети под руководством взрослого делают себе облака большие и маленькие (сладкая вата).

Венера Плутоновна: Ребята, наше путешествие по космической лаборатории подошло к концу, вам понравилось у нас? Давайте вспомним, какие эксперименты мы сегодня с вами провели. Какой вам показался самым интересным (ответы детей)? Какой заставил вас удивиться? А какой заставил вас засомневаться? Что нового о космосе помогли узнать наши эксперименты. Вы можете показать понравившийся эксперимент своим родителям. Желаем успехов!

Литература:

  1. Марудова Е. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование». ФГОС.- М.: Детство-Пресс, 2016г
  2. Миронов А. «Книга опытов и экспериментов для детей и взрослых». Издательство «Эксмо», 2023г.
  3. Интернет-ресурс Опыты о космосе для дошкольников — Яндекс: нашлось 6 тыс. результатов (yandex.ru)
Задать вопрос