Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 22.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Любимцева, О. В. Конспект занятия-экспериментирования «Волшебная вода» для детей старшего дошкольного возраста / О. В. Любимцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9158/ (дата обращения: 05.05.2024).

Препринт статьи



Цель: расширять знания детей о свойствах воды.

Задачи: обогащать словарный запас, развивать наблюдательность и мышление, прививать интерес к экспериментированию.

Оборудование: стаканчики с водой, соль, песок сахарный, песок речной, краски, ложки, кисточки, подкрашенный лед в форме.

Предварительная работа: наблюдения «Что происходит с водой зимой?», беседы о свойствах воды, ее роли в жизни человека, проведение некоторых опытов с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы попали в волшебную лабораторию!

Мы сами будем проводить магические опыты, чтобы узнать секреты воды! Да — да секреты самой обычной воды, которая течет у нас из крана. Что же такое вода?

Дети: Это жидкость.

В.: Где в природе мы можем встретить воду?

Д: В водоемах: реках, морях, океанах, в лужах после дождя, да и сам дождь — вода, а снег, лед и град тоже вода, только замороженная.

В.: Для чего нам нужна вода?

Д: Для питья, чтобы мыться, стирать, поливать цветы, мыть пол и т. д.

В.: Ребята, а сейчас мы займемся исследованием воды. Представим, что мы ученые и будем проводить разные опыты.

Опыт № 1

У воспитателя и детей на столах по два стаканчика. В одном налита вода, другой пустой.

В.: Мы сказали, что вода жидкая, давайте это проверим. Во что можно налить воду?

Д.: В стакан, в кружку, в ведро и т. д.

В.: Смотрите, у меня и у вас в одном стаканчике налита вода, а второй стакан пустой. Что мы можем сделать с водой?

Д.: Перелить воду в пустой стаканчик.

В.: Правильно, давайте переливать. Получилось? Значит, правда, что вода — это жидкость, ведь ее можно наливать и перелить.

Переходим к следующему опыту! Надо быть очень внимательными!

Опыт № 2

В.: Подумайте и скажите, есть ли вкус у простой воды? (ответы детей)

В.: Давайте понюхаем воду, есть ли у нее запах? (ответы детей)

В.: Ребята, значит, вода не имеет вкуса и запаха. Правда, вода, которая течет из крана все-таки может иметь специфический запах, т. к. ее очищают и хлорируют. Ребята, давайте встанем и немного подвигаемся.

Физминутка

Вьются чайки над морем синим,

Полетели вместе с ними!

Плещут волны, шум прибоя,

Парим вместе с чайками мы с тобою!

А теперь плывем по морю

И резвимся на просторе!

Чудеса, вот это да,

Вокруг волшебная вода!

Опыт № 3

В.: А теперь мы добавим в воду соль и размешаем. Посмотрите, что происходит с солью?

Д: Соль растворяется, ее становится не видно.

В.: Давайте добавим в воду речной песок и размешаем. Что произошло?

Д.: Песок никуда не делся, осел на дне.

В.: А сейчас добавим в воду тоже песок, только сахарный! Что мы видим!

Д.: Сахарный песок растворился, как и соль.

В.: Теперь добавим в воду краску и посмотрим, что стало с водой.

Д: Вода поменяла цвет, окрасилась в цвет краски, а сама краска растворилась.

В.: Значит, вода растворяет вещества, но не все.

Опыт № 4

Воспитатель: У меня есть кусочек льда. Что такое лед?

Д.: Лед — это вода, которая замерзла, т. е. твердая вода.

В.: Какой формы этот кусочек льда?

Д.: Кубик.

В.: Как вы думаете, если мы положим его на стол, изменит ледяной кубик форму? Если опустим его в стаканчик или положим на тарелку?

Д.: Нет.

В.: Правильно, этот кусочек льда останется кубиком, пока не начнет таять. А если мы возьмем обычную воду и нальем, например, в кружку, какую форму примет вода?

Д.: Форму кружки.

В.: Если нальем воду в миску, в стакан, какую форму примет вода?

Д.: Форму миски, стакана.

В.: Значит, вода не имеет формы. Она принимает форму предмета, в котором находится. Ребята, мы с вами заранее поставили воду в форме, чтобы она замерзла и растворили в ней красную краску, чтобы вода приобрела красный цвет. Сейчас пойдем на прогулку и проверим, замерзла ли наша вода, а потом проведем опыт с водой и солью. Какое сейчас время года?

Д: Зима.

В.: Зимой холодно, что происходит с водой? (ответы детей)

В.: Смотрите, наша вода стала твердой, она превратилась в лед.

Опыт № 5

В.: Мы заморозили воду и принесли соль. Как вы думаете, для чего? (ответы детей)

В.: Сейчас мы посмотрим, что произойдет со льдом, если на него попадет соль. Чтобы нам было лучше видно, мы подкрасили воду, прежде, чем поставить замораживаться. Теперь насыпаем соль. Что происходит? (ответы детей)

В.: Если лед или снег посыпать солью, они тают. Смотрите, какие «дорожки» получаются внутри ледяной формы! Они как будто складываются в разные узоры! Это тает лед, потому что на него воздействует соль. Она не дает воде опять замерзнуть. Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Доскажи слово».

Игра «Доскажи словечко»

В море — вода морская,

В реке — вода …,

В океане — вода...,

В болоте — вода …,

В роднике — вода ….

Рефлексия:

В.: Итак, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воде? (Вода — это жидкость без вкуса, цвета и запаха, в воде могут растворяться некоторые вещества, поговорили, для чего вода нужна людям, провели опыты, вспомнили, что вода бывает не только жидкой, но и твердой, жидкая вода не имеет формы, узнали, что соль может заставить лед таять).

На этом наша прогулка подошла к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Задать вопрос