Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Попова, Г. Б. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность / Г. Б. Попова, Н. И. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9155/ (дата обращения: 02.05.2024).

Препринт статьи



В статье авторы представляют опыт работы по реализации программы воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по слуху в разновозрастной группе по направлению популяризации и формированию семейных ценностей.

Ключевые слова: нарушение слуха, ребенок, Великая Отечественная война, проектная деятельность, совместная деятельность, родитель.

В нашей разновозрастной группе осуществляется педагогическая деятельность по созданию условий для формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с учетом их психологических особенностей. Используемые нами методы и приемы способствуют формированию личности ребенка, расширению форм организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающих развитие их самостоятельности; формированию активной жизненной позиции и творческого отношения к жизни посредством вовлечения в социально-значимую деятельность через проведение индивидуальных и групповых занятий, продуктивных игр и организацию проектной деятельности, направленных на решение актуальных проблем.

В вопросе социализации ребенка с нарушением слуха работа над проектами имеет особое значение. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Работа в малых группах, подгруппах и коллективе, а также совместно с родителями, дает детям с нарушением слуха возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Объединение одним делом развивает у них коммуникативные и нравственные качества.

Первым большим результатом совместной работы педагогов, детей и родителей стал проект «Мы помним, чтим, гордимся».

Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей разновозрастной группы, интереса и бережного отношение к памяти событий, семейных историй о родных — солдатах, детях Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта. Воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Предварительной работой было проведение анкетирования родителей воспитанников группы. По результатам был сделаны выводы:

– В основном все родители согласны с тем, что тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению и сплочению нашего народа.

– Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.

– Наиболее приемлемой формой совместной работы с детьми родители считают участие в конкурсе рисунков «День Победы», оформление фотовыставки, создание альбома «Герои Победы — память бережно храним», содержащего рассказы о родственниках — участниках войны.

Продуктами проекта стали: поздравительные открытки и цветы для ветеранов, выставка творческих работ детей «Праздничный салют», «Военная техника», альбом «Герои Победы, память бережно храним». Родители приняли активное участие в реализации проекта: подборе фотографий, архивных материалов.

Результаты проекта: дети познакомились с праздником «День Победы», проявляют интерес к семейным историям о родных — солдатах, детях Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта.

Данная деятельность способствует:

– Формированию навыков общения между детьми, воспитателями и родителями.

– Развитию памяти, внимания, мелкой моторики. В самостоятельной деятельности дети играют с настольными играми, рассматривают иллюстрации, книги.

– Проявлению интереса родителей к участию в совместной деятельности с детьми.

Реализация следующего совместного проекта «Моя семья» была направлена на решение задач по расширению представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Работа над данным проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста с нарушением слуха понятие «Семья», способствование воспитанию чувства гордости за свою малую родину, привлечение родителей к активному взаимодействию с ребёнком и педагогами группы, повышение роли в становления личности ребёнка.

Задачи:

– содействовать формированию психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;

– способствовать выработке умения вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формированию адекватных взаимоотношений, установлению эмоциональных контактов;

– создавать условия для вырабатывания навыков четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, развивать слуховое восприятие.

– формировать представления детей о понятиях: семья, семейные традиции;

– расширять знания детей о родственных связях через организацию совместной с взрослым исследовательской деятельности (создание генеалогического древа семьи);

– способствовать развитию творческих способностей; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях; вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

С целью привлечения родителей к совместной деятельности с ними были проведены консультации «Что такое генеалогическое древо?». «Что такое родословная?», «Семейный альбом».

В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. Узнали больше о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений. Расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.

Итогом этого проекта стало дидактическое пособие, активно применяемое на практике в образовательной работе педагогов и игровой деятельности детей.

Фотоальбом «Моя семья».

Варианты использования:

«Наши папы — металлурги», «Найди маму (папу)».

Цель : Создание условий для узнавания из окружающих людей мам и пап, называния их имен и профессий, определять, где чьи родители.

«Семья».

Цель : Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Расширение представления детей о семье, уточнение понятий: «семья», «родственники».

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что проектная деятельность — это не только огромная возможность для дошкольников с нарушением слуха думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться, а также возможность обеспечить развитие всех сторон речи и достижение социальной интеграции.

Для достижения наилучших успехов в социализации детей с нарушением слуха нами создаётся педагогическая среда в тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В результате работы над проектами дети расширили представление о своей семье, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Ребята познакомились с понятиями «род», «родственники», «родословная».

Данная деятельность способствовала:

– развитию у детей творческих и исследовательских способностей,

– приобретению навыков поиска и сбора информации, умениям анализировать и презентовать свои работы,

– воспитанию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Родители повысили свою компетентность в вопросе воспитания детей, совместное творчество позволило сблизиться и установить доверительные отношения с детьми.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика-синтез, 2008. — 112 с.
  2. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.
  3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5
Задать вопрос