Особенности интегрированных занятий воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Асеева, Е. И. Особенности интегрированных занятий воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи у дошкольников / Е. И. Асеева, М. Ю. Шекель. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9141/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье описывается совместный опыт работы воспитателя детского сада и учителя-логопеда по развитию речи у дошкольников. Рассмотрены отличительные особенности интегрированных занятий по развитию речи. Описано примерное содержание речевого материала и планирование совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда. Сделано заключение о целесообразности интегрированных занятий в детском саду.

Ключевые слова : дошкольники, речь, учитель-логопед, воспитатель, развитие, интеграция.

Актуальность обсуждаемой проблемы несомненна, так как все большее количество детей имеют нарушения в развитии речи. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования описаны планируемые результаты развития речи: ребенок в три года должен владеть активной речью, использовать в общении разные части речи, проговаривать простые предложения из четырёх слов и более, включаться в общение, обращаться к педагогам и сверстникам с вопросами и просьбами; проявляет интерес к художественной литературе, осуществляет поисковые и обследовательские действия, проговаривая важные для него моменты и др. В четыре года у ребенка возникает потребность участвовать с другими детьми в драматизации литературных произведений, проявлять речевую активность в общении.

Для написания данного исследования были изучены научные, научно-методические и практические материалы, отражающие специфику деятельности воспитателя и учителя — логопеда в развитии речи у дошкольников.

Особенности коллаборации педагогов в области развития речи дошкольников описывает Е. Г. Никитина. Одной из основных форм организации интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, по мнению автора, — это совместное изучение содержания образовательной программы в детском саду и составление совместного плана работы на текущий период по всем направлениям. В компетенцию воспитателя должно входить содержание «…не только тех разделов программы, по которым он проводит занятия, но и тех, которые проводит учитель-логопед», что в будущем обеспечит необходимое закрепление материала в разных видах речевой деятельности детей [2].

В диссертационном исследовании Л. М. Иматова поднимает проблему реализации «принципа преемственности в непрерывном образовании дошкольников в аспекте речевого развития». По мнению автора, цель коммуникативно-речевого — формирование у дошкольников «базисных компонентов как предпосылки выработки основ речемыслительной деятельности». Теоретическая значимость данного исследования заключается в выделении базисных компонентов: структурно-содержательный; операционально-коммуникативный; мотивационно-игровой [1].

Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко описывают игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста. Авторы считают, что наиболее благоприятный период для использования игровых технологий в процессе обучения — это дошкольный возраст. Наиболее эффективными для речевого развития считаются дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры, игровые приемы заучивания стихотворений, игровые приемы формирования звуковой культуры речи, игры и упражнения на произношение различных звуков [3].

На основе цитируемых в данной статье научных публикаций и изучения источников по логопедии и воспитанию дошкольников была сформулирована цель — рассмотреть особенности интегрированных занятий воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи у дошкольников и определить их эффективность.

В соответствии с требованиями к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования в организационном отделе прописаны психолого-педагогические условия, первым из которых является поддержка уверенности в собственных возможностях каждого ребенка. Уверенность и позитивная самооценка формируются, если ребенок чувствует себя уверенно, умеет общаться с другими детьми, строит диалог, правильно интонирует звуки.

Для достижения результатов в развитии речи дошкольников воспитателем в интегрированной деятельности с учителем логопедом решаются следующие задачи:

  1. Обследование и выявление детей с нарушениями речи. Воспитатель использует метод наблюдения. Наблюдая за детьми во всех режимных моментах, отмечает динамику развития высших психических функций. Логопед обследует особенности строения артикуляторного аппарата каждого ребенка. Такое обследование проходит по схеме: губы; зубы; прикус; твердое нёбо; мягкое нёбо; челюсть.
  2. Изучение уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель использует метод «Диагностические ситуации» и беседу. Проводит оценку состояния мелкой и общей моторики, оценивает понимание ребенком обращенной речи.

Логопед использует следующие логопедические приемы; оценку состояния артикуляционной моторики; диагностика нарушений произношения звуков; анализ фонематических процессов; выявление возможных нарушений слуха.

  1. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком. Логопед анализирует коммуникативные навыки ребенка, его речевую, интеллектуальную и психоэмоциональную зрелость. Воспитатель передает логопеду информацию о возможных проблемах общения ребенка с другими детьми.
  2. Систематическое проведение интегрированной логопедической и воспитательской работы с детьми.
  3. Оценивание результативности интегрированных занятий.

В практике дошкольного образования отмечается необходимость разработки концепции интегрированного обучения дошкольников, которая позволит более полно использовать его воспитательный и логопедический потенциалы. Для этого необходимо развивать систему дошкольного образования как единое открытое образовательное пространство, а также оптимизировать систему управления на всех уровнях.

Одной из особенностей интеграции занятий учителя-логопеда и воспитателя может являться ведение журнала наблюдения за ребенком. В журнале могут отображаться результаты педагогической и логопедической диагностики, лист развития речевых навыков, лист развития коммуникативных навыков, план развивающих занятий с ребенком и др.

Интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя осуществляются с использованием логопедических и развивающих игр, таких как: «Логопедическая улитка», «Логопедический лабиринт», вкладыши «Цветные зайки», «Сенсорика», «Футбол» для разработки дыхания, логическая таблица «Замок», «Радужные камешки» и др.

Наибольшей популярностью среди детей пользуются интегрированные игры с использованием электронных образовательных ресурсов, например «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Лого ассорти» и др.

Таким образом, анализ динамики логопедической и воспитательной работы, имеет положительные показатели. Организованное многократное повторение пройденного речевого материала способствует более прочному его запоминанию, а качество произносимых звуков достигает положительных значений. Исходя из результатов проведенных мониторингов, доказано, что разнообразие дидактического материала и использование ЭОР делает занятия более привлекательными, что повышает мотивацию детей к занятиям.

Литература:

  1. Иматова Л. М. Теоретическая обоснованность реализации принципа преемственности в непрерывном образовании старших дошкольников и младших школьников в аспекте речевого развития: Дис.... канд. пед. наук: Душанбе, 2013, — 347 c.
  2. Никитина, Е. Г. Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Г. Никитина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 111–114. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94552/ (дата обращения: 28.03.2024).
  3. Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335–337. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66761/ (дата обращения: 28.03.2024).
Задать вопрос