Специфика сотрудничества детского сада с семьей на этапе подготовки ребенка к школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, О. Н. Специфика сотрудничества детского сада с семьей на этапе подготовки ребенка к школе / О. Н. Воробьева, Е. А. Коряхова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9137/ (дата обращения: 09.05.2024).



Образование в школе является переломным моментом в жизни ребёнка, переходом к новому образу жизни и условию деятельности, новой ситуации в обществе, новому отношению к взрослым и собратьям. К моменту поступления в школу ребенку необходимо иметь определенный уровень общей подготовки. Это как интеллектуальный рост, так и элементы личностного потенциала, так и предпосылки для учебного процесса, так и произвольность, так и многие другие. Проблема психической готовности ребенка к школе комплексная. Для того чтобы удовлетворить требования современных школ, ребенку необходимы знания, умения, стремление к учиться, способность к содержательным контактам с учителями, сверстниками, и многие другие, целый комплекс психологических качеств и свойств.

Психологическая неготовность детей к учебе в школе приводит к ряду неудачи в общении с взрослыми, со своими собратьями, слабости результатов учебной деятельности, девиации в школьных годах. Таким образом, важно на дошкольном этапе оказать помощь взрослым, в частности родителям, дальнейшему успешному обучению в школах. Психологические консультации родителей помогут повышению грамотности родителей в отношении детей.

Консультация — один из важнейших видов психологической деятельности в учебном заведении. Деятельность консультации позволяет информировать родителей о определенных проблемах, которые являются одним из элементов профилактики психологической работы школы. Также с помощью консультации родителей можно выяснить определенные проблемы или проблемы развития ребенка, а также помочь скорректировать их.

На сегодняшнем этапе развития нашего общества возникает задача повышения воспитательной и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школах. В этом вопросе немаловажную роль играют люди, окружающие ребенка, прежде всего это — родители. Именно родителям, как и никому другому, можно помочь создать такие условия, где ребенок развивался бы самым гармоничным образом. Участие родителей особенно важно в критические периоды развития ребенка. Одним из таких проломных периодов в развитии ребенка как раз совпадает с его поступлением в школу.

При довольно большой разработке отечественных исследователей проблемы подготовки детей в школу до сих пор не хватает знаний, опыта, накопленного в области консультационной работы психолога по этой проблеме. Все это свидетельствует об актуальной тематике выбранной работы.

Готовность для школьного обучения является многокомпонентным образованием, требующим комплексного психологического исследования. Во-первых, ребенок должен обладать желанием ходить в школу — то есть на языке психологии — мотивацией для обучения. Он должен сформировать социальную позицию ученика: уметь общаться со своими собратьями, подчиняться требованиям учителя, управлять своим поведением.

Важно, чтобы ребёнок поступил в школу с физической подготовкой. Однако физическая подготовка к школе — это не физическая подготовка. Необходима специальная психологическая подготовка к новым условиям жизни. Содержание данного вида готовности зависит от системы требований, предъявляемых к ребенку школой. Они связаны с изменением социального статуса ребёнка в обществе, с особенностями учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным — оно изменяется, обогащается.

Также важно здоровье ребенка, выносливость, а то ему будет тяжело выдерживать нагрузку на уроках и весь учебный день. И, наверное, главное, чтобы он обладал хорошим умственным развитием, которое служит основой успешного освоения школьных знаний, умений и навыков и поддержания оптимальной интеллектуальной активности. Для того чтобы ребенок успевал работать вместе со всем классом.

Для достаточной физической подготовки предполагается высокая закаленность и общее физическое развитие, крепкое и активное состояние тела. Сформированные в зависимости от возраста различные движения и двигательные способности, навыки труда должны сочетаться с соответствующими тренировками различных функций, высоким уровнем работоспособности нервных систем и т. д. Хорошая закалка помогает не только защищать от различных неблагоприятных факторов, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями.

К моменту поступления в школу ребенок должен развивать способность переноса статических нагрузок, сформировать умение самостоятельного и творческого использования накопленного арсенала моторных средств. Двигательная активность должна быть естественной необходимостью практически любого ребенка, вне зависимости от уровня индивидуальных двигательных активностей. Психологическая готовность к школе как составные компоненты часто относятся к личностной мотивации, интеллектуальной и волевой готовности.

Личностная подготовка включает в себя формирование в ребенке готовности к новому социальному положению — положению школьника с кругом прав и обязанности. Она выражена ребенком в школе, в учебе, в учителях, в себе. Исследования показывают, что стремление стать школьником к концу детства побуждается широкой социальной мотивацией и конкретизировано в отношении нового социального взрослого — учителя.

Персональная готовность включает в себя определенные уровни мотивации. Готовы к школе дети, которых привлекает школа не внешними атрибутами школьной жизни — портфелем, учебниками, тетрадями, а возможностью получения новых знаний, которые предполагают развитие познавательного процесса. Будущий школьник должен произвольно контролировать свое поведение, познавательную деятельность, что может быть возможным при системе иерархии мотивации. Также личностная готовность предполагает определённый уровень эмоционального развития ребёнка. Начиная со школьного образования, необходимо достичь относительно высокого уровня эмоциональной стабильности, в результате которой возможно развитие и проведение учебных занятий.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т. е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. Необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривают как волевую готовность к школе. Школьная жизнь предъявляет новые требования к поведению, организации деятельности, выполнению правил.

Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

1) произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития. Необходимые предпосылки учебной деятельности:

— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

— умение ориентироваться на заданную систему требований.

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

2) формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств. Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок научится управлять настроением, иногда его маскировать, становится равнодушнее. Разворачиваются эмоциональные процессы децентрализации, реализуемые по двум направлениям: увеличение круга объектов сочувствия и сострадания, опосредованные идентификацией и участием в социальных принципах и правилах.

4) позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Интеллектуальная готовность является основным условием успешности научения детей 6–7 лет. Чтобы овладеть навыками учебной деятельности, необходим относительно высокий уровень сформированности действий: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания.

Показатели и критерии, определяющие уровень интеллекта ребенка:

1) степень развития восприимчивости. Критерии: степень скорости, степень точности, степень деференциации, способность соотносить свойства предмета заданные эталоны;

2) уровень расширения памяти, то есть объем памяти, темп памяти, воспроизведение и смысл памяти, способность применять логические приемы памяти;

3) уровня развития ума. Он определяется возрастными нормами мыслительной деятельности и действий;

4) уровня развития фантазии. Критерии: способность к созданию образов на основе словесного или воспринимаемого ранее образов;

5) уровня саморегуляции — т. е. произвольное внимание, устойчивое, объемное, распределенное, переключаемое;

6) уровня развития словарного запаса, правильности слова, связи, способности адекватно выразиться.

7) овладение слуховой речью, способностью понимать и применять символы;

8) развивать тонкие движения рук и координацию зрительных движений;

9) умение сравнивать и выделять сходные и отличные.

При рассмотрении интеллектуальной готовности к школьной подготовке нужно говорить и об укреплении особых знаний, навыков и умений. Современные практики приема детей в первом классе, которые уже читают, считают и пишут, фактически свидетельствуют о готовности ребенка к школе к чтению и письму.

Наиболее важным показателем интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является характеристики развития его мышления и речь. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет не само по себе овладение знаниями и навыками, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточно внимания. Определение уровня готовности к школе должно быть основанием не только для выбора оптимального наиболее подходящего для ребенка варианта обучения и организации учебного процесса, но и для прогнозирования возможных школьных проблем, определения форм и методов индивидуализации обучения.

Поэтому можно делать вывод о том, что для решения учебного задания ребенку необходимы все эти особенности. В области общения детей с взрослыми важнейшие изменения, характеризующие начало готовности к обучению в школе, — это развитие самостоятельности, специфические черты этого рода общения — подчинение поведения и действий ребёнка определенным правилам и нормам, опираясь не на существующие ситуации, но на все содержание, которое задает его контекст, понимание позиций взрослых и условного смысла его вопросов.

В процессе консультаций нередко приходится встречаться с ошибками родителей относительно задач умственного развития ребенка дошкольного возраста. Из них наиболее распространены переоценки роли знания и навыков школьной типа, умения писать, читать и считать, а также недооценки более общей способности. Также родителям необходимо рассказать, какие факторы влияют на интеллектуальное развитие ребёнка специфичными для возраста видами детской деятельности.

В случае, если из рассказа о родителях и результатах диагностики оказывается очевидно, что проблема возникает в связи с кризисом в возрасте 7 лет, родителей необходимо просветить об особенностях данного времени. Многие родители считают рождение ребенка равномерным, плавным процессом, хотя в действительности это переход от спокойного этапа к кризисному, переломному.

Причины обращений родителей можно связать с особенностями образования таких ментальных функций, как память, внимательность, самоконтроль, которые необходимы для успеха в школьной жизни, планирования и организации деятельности, темпа деятельности.

В случае локальных проблем в эмоциональной и личностной сферах будущего ученика, их можно представить следующим образом: повышение тревожности, страхов, снижение настроения, повышение демонстративности, отсутствие познавательных интересов.

Консультация родителей по вопросам готовности детей к школе — одно из главных направлений деятельности в условиях ООО. Подготовка старшего дошкольника к школе представляет собой процесс, который предполагает развитие следующих компонентов подготовки: интеллектуальной, позволяющей ребенку овладеть учебным материалом, социальной и психологической, направленной на развитие нравственно-коммуникативных способностей детей; физической, предполагающей развитие учета функциональных возможностей ребенка; физической, предполагающей развитие учета функциональных возможностей ребенка.

Семья и образовательные организации являются партнерами, которые имеют общую цель и задачу, которые строят деятельность по воспитанию готовности старшего дошкольника на основе взаимного согласия и открытых диалогов. В результате реализации общих целей педагоги, родители значительно повышают степень готовности к школе детей, что, с другой стороны, блокирует разные вопросы, которые негативно влияют на развитие ребенка, мотивацию, сознание и т. д.

Литература:

  1. Пономарчук, А. Г. Психологическая готовность детей к школьному обучению / А. Г. Пономарчук. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-psihologicheskaya-gotovnost-detey-k-shkolnomu-obucheniyu-2974212.html???history=5&pfid=1&sample=24&ref=1 (дата обращения: 02.04.2024).
Задать вопрос