Развитие детской инициативы в группах с нарушением зрения в рамках лексической темы «Книжкина неделя» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Серова, И. С. Развитие детской инициативы в группах с нарушением зрения в рамках лексической темы «Книжкина неделя» / И. С. Серова, И. С. Колесниченко, С. А. Уринова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9132/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье авторы представляют организацию взаимодействия воспитателя и учителя -логопеда с детьми через инициативу при знакомстве с книгой. Рассматривают способы поддержки детской инициативы, через разные виды деятельности.

Ключевые слова : детская инициатива, дети с ОВЗ, дошкольный возраст, поддержка интересов ребёнка, работа со сказками, ребенок, связная речь, игровая деятельность, песочная терапия.

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.

Что же такое инициатива? Инициатива — ( от лат initum — начало) внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком- либо действии.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребёнок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребёнок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками. У инициативного ребёнка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Детская инициатива — это самостоятельность. Принятие ребёнком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Развитие детской инициативы увеличивает результативность коррекционно-развивающей работы, повышает любознательность и воображение ребёнка.

Задача педагога — создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, направляя их на новые творческие решения.

Инициатива проявляется:

– в любознательности (интерес ко всему новому и способность удивляться)

– в развитии ума (осознание и понимание всего, что вызвало интерес)

– в изобретательности (развитие детского воображения)

Каждую неделю происходит знакомство детей с новой лексической темой, которая проходит через все виды детской деятельности всех специалистов. Для поддержки инициативы:

– предоставляем детям самостоятельность во всем, помогая им реализовать собственные замыслы;

– не критикуем результат;

– поощряем различные творческие начинания ребёнка.

Рассмотрим детскую инициативу, как она проявляется в коммуникативной деятельности.

Коммуникативная деятельность проявляется в умении вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребёнок должен уметь выслушать, не перебивать, стараться отвечать на вопросы и самому их задавать и т. д.

В рамках темы «Книжкина неделя» дети вместе с родителями изготовили книжки — самоделки (рис.1). Такая продуктивная совместная работа развивает речь ребенка, творческое мышление, мелкую моторику и ответственность.

Рис. 1

Рис. 2

Была организована выставка детской книги «Моя любимая книга». Целью этой выставки являлось развитие навыков устной речи, развитие кругозора (рис.2).

На выставке детских рисунков на тему «Моя любимая сказка», воспитанники, представляя свой рисунок, развивали связную речь, закрепляли знания детей о сказках, учились внимательно слушать и уметь задавать вопросы.

Проявление детской инициативы в игровой деятельности. Игровая деятельность (игра) — незаменимый помощник в обучении дошкольника. Это основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

Детям дошкольного возраста нравится обыгрывать сказки и вносить что-то своё новое. В сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» — воспитанники могут загадывать свои желания золотой рыбке. Такие задания вызывают массу положительных эмоций (рис.3).

Рис. 3

Рис. 4

Игра «Крокодил» — развивает творческие способности, воображение и связную речь. Воспитанники имеют возможность выбора карточки, задает вопросы для отгадывания изображения на них. Педагог, при возникновении затруднения у ребенка, может помогать наводящими вопросами (рис.4).

В игре «Сочини сказку» воспитанники выбирают сказочных героев и самостоятельно придумывают истории о них. Через такую работу у дошкольников расширяется словарный запас, воображение, связная речь.

С целью успешной коррекционной работы и поддержки детской инициативы, хорошо использовать песочную терапию. Песок — это очень удивительный материал, который позволяет ребёнку реализовать свои представления и фантазии. Песочная терапия — это творческое самовыражение ребёнка. Она показывает высокую эффективность в работе учителя — логопеда с детьми ОВЗ, т. к. дети очень неуверенные, застенчивые, неэмоциональные. Песок снимает страхи, расслабляет ребёнка, делает его более уверенным в себе (рис.5).

Рис. 5

Рис. 6

Такие игры необходимы для детей с ОВЗ, они развивают все психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, творческое мышление, воображение, фантазию. Песок нравится детям, его можно потрогать, получают удовольствие от процесса рисования на песке. Дети сами придумывают рисунки и потом их обыгрывают. Используя различные маленькие фигурки, дети выкладывают целую картину, и составляют свои интересные истории. Такая творческая работа развивает их связную речь (рис.6).

В рамках тематической недели воспитанники сочиняли свои истории. Этапы создания истории во время занятия песочной терапией:

– ребёнок знакомится с песком;

– выбирает героев для своей сказки;

– располагает их на песочной поверхности;

– вносит дополнительные элементы;

– конечный результат.

Все действия можно выполнять под музыкальное сопровождение.

В работе с детьми с ОВЗ можно использовать нетрадиционную технику работы с бусами — бусографию, это создание изображений, выкладывая их при помощи бус. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание и любознательность детей (рис.7).

Алгоритм работы с бусами:

– знакомство с бусами (берут в руки, внимательно их осматривают и исследуют);

– выбор бус по цвету, длине;

– игровые упражнения (изображают свои рисунки, каждый ребёнок проговаривает, что у него получилось и описывает своё изображение);

– создание совместной картины из бус.

Рис. 7

Рис. 8

Воспитанники совместно договариваются о том, что они изобразят. Каждый ребёнок отвечает за своё изображение. В итоге получается замечательная картина (рис.8). Вся творческая работа сопровождается музыкой. Музыка расслабляет детей и настраивает их на волну фантазий и воображений.

Коррекционно-образовательная деятельность в рамках лексических тем и поддержки детской инициативы осуществляется в том числе в рамках продуктивной деятельности. Занятия по изобразительной деятельности привлекательны и интересны. Самостоятельность в достижении результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость и сообразительность. Развитие детской инициативы эффективно происходит при решении задач художественно–эстетического развития.

В рамках 140-летия со дня рождения детского писателя К. И. Чуковского в детском саду прошли интересные мероприятия. Воспитанники старших групп участвовали в постановке спектакля «Федорино горе». Ребята сами выбрали понравившихся персонажей сказки, выучили слова. (рис.9). Свою постановку воспитанники с удовольствием показали не только в рамках конкурсных мероприятий, но и для родителей, а также для детей младших групп. (рис.10) Ребята так прониклись этим произведением и поставленным спектаклем, что решили нарисовать героев. В результате инициативы детей получилась целая книга, иллюстрированная детскими рисунками.

Детская инициатива проявляется также в познавательной деятельности, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества.

https://sun9-76.userapi.com/impf/Nq_lKl4QIjulJZtnQzob5z1c_-NnsW0fDAspEg/5KSvpR6Zq1c.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=f540203379ee383e49d0601b473362a4&type=album

Рис. 9

0

Рис. 10

Например, во время инсценирования русской народной сказки «Заюшкина избушка» был использован крупный строительный материал. (рис.11) Когда, по сюжету сказки, Лиса осталась без дома, дети пожалели её, изменили сюжет на счастливый конец сказки(рис.12).

1

Рис. 11

2

Рис. 12

Поддержка и развитие детской инициативы помогает детям:

– овладевать практическими способами работы с информацией;

– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств, методов и приёмов;

– повышать уровень проявления собственной инициативы и самостоятельности.

Литература:

  1. Алиева, Т. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации / Т. Алиева, Г. Урадовских. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 9. — С. 113–119
  2. Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом…» — 2 изд. — М.: Генезис, 2015. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика)
  3. Карта детских инициатив / Л. Кожевникова, Т. Пакулова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2015. — № 4. — С. 26–28: фот. — (Непрерывное образование)). — ISSN 2308–7498
  4. Нищева.Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными/ Н. А. Нищева//Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, дети с ОВЗ, игровая деятельность, связная речь, песочная терапия, детская инициатива, поддержка интересов ребёнка, работа со сказками
Задать вопрос