Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада «Путешествие в мир бумаги» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Болюх, М. В. Краткосрочный проект в подготовительной группе детского сада «Путешествие в мир бумаги» / М. В. Болюх, Н. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9129/ (дата обращения: 09.05.2024).



Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с понятием «бумага», её свойствами, пользой и возможностями применения. Бумага — удивительный и интересный материал, каждому ребенку интересно будет раскрыть все ее секреты. Ведь с виду она такая простая, а если изучить её поближе, то очень сложная и даже загадочная.

Тип проекта: Краткосрочный — 1 месяц.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, игровой.

Актуальность : В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие имеет ключевое значение. Если нет тяги к изучению нового, то и нет желания и стремления, что-то начинать делать. Важно донести до ребенка, что в мире все тесно взаимосвязано. Ознакомление со способами изготовления бумаги обеспечивает знания о том, что если бережно и рационально использовать данный материал, то это поможет беречь природу, лес. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение свойств бумаги и её применения способствует развитию представлений о значимости, ценности каждого листочка.

Анализ ситуации

Ориентирование на бережное использование природных ресурсов в дошкольном образовании имеет огромное значение. Необходимо заинтересовать дошкольников постановкой проблемных ситуаций так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней и зародить мечту попробовать свои силы в опытной и природосберегающей деятельности.

Постановка проблемы:

Недостаточные, поверхностные, недолговечные знания и представления детей группы по теме проекта. У них нет четких представлений о разнообразии видов бумаги, способах ее применения, изготовления и сбережения.

Цель проекта: Формирование познавательного интереса к материалу «бумага», расширение представление детей о роли бумаги в жизни людей, о её многообразии и способах обработки.

Задачи:

Обучающие: Создать условия для расширения знаний и представлений детей о бумаге, её разновидностях. Учить отображать представления о способах применения бумаги в практической деятельности. Помочь понять детям, о важности, необходимости беречь природу;

Развивающие: Развивать познавательные, исследовательские способности. Обогащать словарный запас. Расширять кругозор.

Воспитательные: Воспитывать осознанное бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

— изучение материала по теме проекта, определение цели и задач, сроков реализации;

— подбор методической литературы, иллюстрированного материала;

— составление перспективного плана мероприятий;

— проведение предварительной работы с родителями;

— подбор опытов, книг, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной деятельности воспитанников;

выявление общих знаний воспитанников о таком материале, как «бумага»

Основной этап

1 неделя:

  1. Беседа с детьми «Что такое бумага».
  2. Знакомство с историей появления бумаги. Презентация «Как на земле появилась первая бумага»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Возникновение бумаги».
  4. Дидактическая игра «Из бумаги или нет?».
  5. Экскурсия с детьми в библиотеку. Знакомство с экземплярами из бумаги.
  6. Опыт: «Мнется — не мнется».

2 неделя:

  1. Беседа с детьми «Из чего изготавливают бумагу».
  2. Экскурсия с детьми в парк, наблюдение за деревьями.
  3. Составление рассказов о том, как сберечь лес.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Производство бумаги».
  5. Знакомство со сказкой «Жила-была бумага».
  6. Опыт «Сравнение дерева и бумаги».

3 неделя:

  1. Беседа с детьми «Какая бывает бумага».
  2. Задание на дом: изучить, какие виды бумаги можно найти дома.
  3. Создание коллекции «Виды бумаги»
  4. Экскурсия в типографию.
  5. Опыты с бумагой: «Что легче?», «Взаимодействие с водой», «Прочность бумаги»
  6. Оригами «Щенок», «Лиса»
  7. Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Виды бумаги».

4 неделя:

  1. Беседа с детьми «Для чего нужна бумага?».
  2. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Лист бумаги».
  3. Сюжетно-ролевая игра «Мы — учёные».
  4. Просмотр видеоролика «Что будет, если бездумно вырубать лес»
  5. Дидактическая игра «Определи на ощупь».
  6. Придумывание рассказов на тему: «Кем я стану, когда вырасту».
  7. Викторина «Мир бумаги»
  8. Рисование «Сбережем лес».

Работа с родителями:

Беседы с родителями об участии в проекте. Помощь родителей в создании коллекции бумаги. Изготовление и приобретение атрибутов для опытов. Помощь в организации экскурсий.

Заключительный этап

В ходе проекта «Путешествие в мир бумаги» дети нашей группы расширили знания и представления о бумаге и её видах. Узнали, где применяют данный материал. Поняли, что природу надо беречь и выявили, как это сделать. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о бумаге. Дети стали бережнее относиться к окружающей природе. Родители принимали активное участие в реализации данного проекта.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов:

Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с видами и свойствами бумаги. Имеют представление о возникновении бумаги и способах ее изготовления. Умеют самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

Реализация данного проекта и анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы: Родители с удовольствием поучаствовали в проектной деятельности группы, проявили интерес в подготовке коллекции бумаги, организации экскурсий и презентаций. Дети узнали о разнообразии видов бумаги, её свойствах, о том, как её изготавливают. Дети с удовольствием ходили на экскурсии и играли в различные сюжетно-ролевые, дидактические игры, тем самым у них был сформирован положительный эмоциональный настрой и знания по проекту.

В перспективе мы решили разработать подобные проекты по изучению тканей, камней, чтоб более подробно познакомить с ними детей.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.
  2. https://vk.com/wall-137657941_22027
  3. https://yandex.ru/video/preview/13733413306915007138
Задать вопрос