Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, С. Н. Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области» / С. Н. Кузьмина, А. В. Халезова, В. Ф. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9104/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Ключевые слова: дети, озеро, обитатели, родители, Вологодская область.

  1. Цель проекта: Привлечение родителей к воспитанию у дошкольников основ экологической культуры в процессе ознакомления с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.
  2. Задачи проекта:

1) Обратить внимание родителей на проблемную ситуацию — недостаточность у детей знаний о живой природе.

2) Создать условия для включения родителей и детей в обсуждение ситуации, способствовать формированию у детей умений выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.

3) Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместного поиска информации о флоре и фауне озер Вологодской области.

4) Вовлечение родителей и детей в активную образовательную деятельность, направленную на сохранение природных богатств.

5) Познакомить детей с водоплавающими животными и растительным миром озер Вологодской области, а также с обитателями озера, занесенными в Красную книгу Вологодской области;

6) Расширение представлений о значении озер в жизни человека.

7) Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Актуальность проекта

Рассматривая карту Вологодской области, дети отметили, что на карте много синего цвета. Синим цветом, обозначена вода, это озера и реки. В нашей области насчитывается более четырех тысяч озер. Дети отметили, что озера на карте отличаются друг от друга. У них разная форма (круглая, вытянутая, изогнутая), есть большие озера и маленькие. Большинство озер образовались в очень далекие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. В них разнообразная и богатая жизнь, в озере обитают различные живые существа, жизнь которых связанна с водой. Это звери, птицы, рыбы, насекомые и растения. Озеро — их общий дом. Озера всегда привлекали к себе людей. Люди отдыхают у озера, нередко оставляя за собой мусор. Рыбаки вылавливают рыбу в больших количествах. Охотники устраивают охоту за дичью, истребляя птиц и животных водоема. По озеру ходят большие и маленькие судна, загрязняя воду.

Неразумное использование водных ресурсов приводит к экологическим проблемам. У детей возник интерес к обитателям озер, им захотелось узнать, как они приспособились к условиям жизни озера, научиться разумно, пользоваться водными ресурсами. Что бы узнать, необходимо привлечь внимание детей и родителей к проблеме правильного разумного отношения к природе, к богатству родного края. Можно ли все это сохранить, взаимодействуя с природой? Какие правила необходимо соблюдать? Исходя из проблемы, возникло противоречие между необходимостью помочь детям изучить животный и растительный мир озер, и узнать, как правильно взаимодействовать с природой (озером), чтобы не навредить, и невозможность сделать это со стороны родителей (нет времени, отсутствие необходимых знаний, отсутствие возможности выехать на озеро), подтолкнуло на поиск действенных форм включения родителей воспитанников к сотрудничеству с ДОУ. Разобраться с этим вопросом поможет образовательная деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Животный и растительный мир озер Вологодской области».

Описание проекта. Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере, его флоре и фауне, о местонахождении (внешний вид, география, вода), о позитивной и негативной деятельности человека на озере.

Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и др.

Дети постепенно приобретают знания об озере, его многообразной природе, учатся, бережно относится к природным богатствам озер.

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме. Итогом проектной деятельности является продукт: настольный макет«Озеро и его обитатели»

  1. Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, педагоги, родители.
  2. Сроки реализации проекта: февраль-март

Работа над данным проектом велась в течение двух месяцев. Планирование работы осуществляется с учетом реализуемой программы.

  1. Этапы работы

Деятельность педагогов с детьми

Деятельность родителей с детьми

Деятельность

педагогов с родителями

I

Подготовительный этап (февраль)

Беседы «Как разные животные живут в одном озере?»

«Как люди вредят природе?

Чтение познавательной литературы, поиск информации в сети интернет.

Анкетирование «Что знают ваши дети об обитателях озер Вологодской области?

Обсуждение вопроса на родительском собрании (распределение обязанностей).

II

Основной этап (февраль-март)

Чтение книг:

Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников: 2003, Ярославль.

Бурова Л.И, Грищенко Н. Е., Логовеева Г. П. Родной край.- Москва: 1998.

Работа с картой Вологодской области

Мастерская.

Изготовление экспонатов для макета: рисование рыб, птиц, животных, растений.

Презентация на тему: «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

(в приложении)

Паспорт макета

Игровые ситуации по макету.

Оформление макета « Озеро и его обитатели ».

Встреча с интересными людьми (работник библиотеки, мама воспитанницы нашей группы). Беседа о природе родного края.

Мастер-класс

Рисование три Д ручкой атрибутов для макета (мама воспитанницы).

Творческая мастерская. Изготовление экологических знаков для макета (мама воспитанницы).

Наглядная информация для родителей папка- передвижка «Берегите озера!»

Квест. «Тайна Белого озера»

Экскурсия в музей Природы. Экспозиция «От рыбинки к рыбинке»

Городская акция.

«Береги свою планету с теплым именем Земля»

Создание плаката.

Создание альбома. Обитатели озер, занесенные в Красную книгу Вологодской области.

III

Завершающий этап (март)

1.Конечный продукт. Настольный макет «Озеро и его обитатели»

2.Презентация макетавгруппе ВКонтакте «Звездочки».

  1. Практическая значимость.

В результате проделанной работы у детей увеличился запас знаний о животном и растительном мире озер Вологодской области. Они узнали, как животные озер приспособились друг к другу, к природным условиям, узнали их повадки и образ жизни в различные времена года, а также как бережно относиться к природе.

У родителей повысилась компетентность в вопросе приобщения детей к бережному отношению к природе родного края и ответственного поведения с живыми объектами озера. Для выявления эффективности проделанной работы, провели наблюдение за детьми и опрос родителей. В результате данного проекта вместе с родителями и детьми было принято решение продолжать работу в данном направлении, знакомясь с другими природными сообществами родного края (лес, поле, луг, болото и др.)

  1. Используемые ресурсы.

1) Информационные ресурсы — поиск в интернете, домашняя и городская детская библиотека, музей Природы.

2) Материально-технические ресурсы — канцтовары, файлы, три Д ручка, принтер, бумага, ламинатор.

  1. Продукт проекта.

Настольный макет «Озеро и его обитатели» .

Литература:

  1. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004. — N 2.
  2. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7.
  3. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2008. — N 2.
  4. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. — 1998. — N 5.
  5. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2004. — N 1.

Ключевые слова

дети, родители, Вологодская область, озеро, обитатели
Задать вопрос