Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 19.03.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Бондарь, Т. В. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи / Т. В. Бондарь, Лилит Леваи Мкртчян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9095/ (дата обращения: 09.05.2024).



{{{Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

Бондарь Татьяна Валерьевна, учитель-логопед;

Мкртчян Лилит Леваи, педагог-психолог

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: РАС, стимуляция сенсорных навыков, специфические нарушения, восприятие, сенсорные ощущения, правила.

Расстройство аутистического спектра (далее РАС) — нарушение в развитии, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии и коммуникации, жестко ограниченными интересами и часто повторяющимся репертуаром поведения, приводящим к неспособности жить в обществе.

Проблемное поведение, исследуемое учеными, занимающимися социальной интеграцией людей с РАС, имеет свои особенности, связанные с механизмами запуска нежелательных реакций. В свою очередь, стимулы, запускающие эти механизмы воздействуют на сенсорные системы, причем восприятие и переработка поступающей информации человеком с РАС качественно разнится с этими же процессами, происходящими у человека с нормотипичным онтогенезом. Нейтральные для последних, для первых такие стимулы являются провоцирующими индивидуально разнящийся широкий спектр ощущений: от неприязненных до навязчиво приятных.

Для детей с РАС большинстве случаев характерна сенсорная депривация. В младенчестве она проявляется как отрицательная реакция на тактильное сближение. Что объясняется особенностью нарушения контакта, как ведущего вида деятельности этого возраста. В более старшем возрасте это может проявляться как непереносимость одежды, обуви, чистки зубов и т. п. Другая крайность нарушения сенсорики в тактильной сфере — отсутствие или слабая реакция на прикосновения, в том числе от мокрого, холодного раздражителя. Сенсорные нарушения в слуховом и зрительном восприятии также отражают спектр реакций от непереносимости у одной группы до отсутствия или слабой выраженности у другой раздражителей шумового и зрительного ряда. Отсюда нередко в младенческом возрасте у родителей складывается ложное впечатление глухоты у ребенка. Особенности сенсорного развития непосредственно сказываются на развитии коммуникативных компетенций ребенка, а в дальнейшем и взрослого с РАС. К таким особенностям можно отнести снижение ориентировки или наоборот острая реакция на речевые сигналы, мимику и интонационную стороны речи. Это приводит в том числе к проблемам в обучении, к проявлениям дезадаптивного поведения в группе сверстников.

Задача специалистов коррекционного и педагогического профиля -создать условия, оптимальные по сенсорной нагрузке, устранить непереносимые раздражители. Такими могут быть предметы или явления обычные для нормотипичных детей, но причиняющие дискомфорт детям с РАС: яркий свет, громкие звуки, определенные запахи и т. п. И, наоборот, внесение в среду сенсорно положительных элементов помогает ребенку с РАС стабилизироваться, устраняет ярко выраженные стереотипии в поведении, нормализует восприимчивость и способность к контакту.

О. Б. Богдашина приводит несколько примеров разных функций самостимуляции, представленные на рисунке 1.

Возможные примеры самостимуляции (по О. Б. Богдашиной)

Рис. 1. Возможные примеры самостимуляции (по О. Б. Богдашиной)

Самостимуляция не механизм защиты, а именно механизм стабилизации, способ саморегуляции. Не всегда следует исключать из поведенческого репертуара аутостимуляцию, поскольку ее можно считать эффективным средством компенсации. И здесь задача специалистов выстроить сотрудничество и взаимопонимание с родителями, желающими сделать поведение своего ребенка максимально социально одобряемым. Конечно, необходимо, чтобы аутостимуляция сходила на нет или корректировалась в сторону социально одобряемого поведения, поэтому в сенсорной интеграции используются приемы положительной сенсорной стимуляции, например, вращение на карусели, использование балансиров, сенсорных уголков и т. д. Для родителей можно рекомендовать ряд игр, обеспечивающих приток «сенсорной» пищи.

В коррекционном процессе сюжетно-ролевые игры рекомендуется заменять на игры, регламентированные четкими правилами и последовательностью действий. Игра вводится в работу со специалистом, прорабатывается до уровня навыка и только потом выводится на уровень сверстника и группы.

Вот лишь некоторые примеры игр на развитие сенсорных функций у детей с РАС, представлены на рисунке 2.

Примеры игр на развитие сенсорных функций у детей с расстройством аутистического спектра

Рис. 2. Примеры игр на развитие сенсорных функций у детей с расстройством аутистического спектра

Необходимо помнить, что при работе с детьми с РАС, важно соблюдать определенные правила, представленные на рисунке 3.

Правила при работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра

Рис. 3. Правила при работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра

Таким образом, можно сделать вывод, что, чем лучше мы будем чувствовать сенсорный мир ребенка с аутизмом и предугадывать причины возможных трудностей восприятия, тем больше у нас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для конкретного ребенка, внешней среды. Помните, причиной той или иной трудности восприятия ребенка может быть сенсорное расстройство, и всегда исследуйте окружающую среду. Пользуясь своим воображением, вы вырабатываете положительный процесс восприятия и сенсорный опыт у ребенка с РАС.

Литература:

  1. Богдашина, О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2. — С. 13–17.
  2. Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма: методическое пособие / Т. Грэндин, М. Скариано. — М.: Теревинф, 2018. –.184 с.
  3. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практикум / Е. А. Янушко. — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.

Ключевые слова

правила, восприятие, РАС, сенсорные ощущения, стимуляция сенсорных навыков, специфические нарушения
Задать вопрос