Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Салтанкина, Н. Г. Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии» / Н. Г. Салтанкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9075/ (дата обращения: 09.05.2024).



Направленность : познавательно-исследовательская, творческая.

Тема: «Песочные фантазии».

Возраст воспитанников: 4–5 лет (средняя группа).

Тип занятия: комплексное.

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о свойствах песка через организацию разных видов деятельности.

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. Закреплять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка (сухой: сыпучий, не держит форму, светлого цвета, состоит из отдельных песчинок; влажный: темный, не рассыпается, лепится, держит форму).
  2. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной исследовательской деятельности посредством взаимодействия с природным материалом (песок)
  3. Обогащать тактильный опыт детей.
  4. Активизировать в речь — слова: сухой, влажный, сыпучий, струйка, лепиться, пирожное;
  5. Устанавливать причинно-следственные связи между разными состояниями природного материала (песка)

Развивающие:

  1. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать простейшие выводы;
  2. Развивать у детей речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, сопереживать и сочувствовать.
  2. Воспитывать аккуратность в работе
  3. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Использование оборудования, методический и дидактический материал:

Контейнер для песка (3–4 шт.)

Подносы для работы с песком по количеству детей

Лопатки

Палочки

Формочки для песка, украшения для пирожных

Лейка с водой

Лупы

Мольберт

Видео «Сообщение от Лунтика»


Ход занятия

Этап занятия

Задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

1.

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

— Ребята, здравствуйте, как я рада Вас сегодня всех видеть!

А пригласила я вас сказать чудную новость! Пришло удивительное сообщение от сказочного друга.

Хотели бы вы его посмотреть?

(просмотр на экране «Сообщение Лунтика») В сообщении показано, как Лунтик делал необычные пирожные из песка и отправил нам в группу посылку с пирожными.

Воспитатель обращает внимание на незнакомую коробку в зале.

— Ребята, посмотрите, как быстро до нас дошла посылка. Что это за коробка, такая красивая! Откуда она здесь появилась!?

Открываем коробку

— Ой! Лунтик сказал, что он прислал нам пирожные. А посмотрите, что же в этой посылке!!!

Показывает детям содержимое посылки.

(в коробке сухой песок)

— Что случилось, как же так произошло?

— Ребята, Лунтик так расстроится, что мы не увидели, как он построил необычные пирожные из песка. Что же нам сейчас делать?

— Новые сделать самим?

— Хорошо, я полностью с Вами согласна, и тоже с удовольствием с Вами попробую сделать угощение!

Приветствуют воспитателя.

Ответы детей

— Да, конечно, очень хотим посмотреть.

Смотрят сообщение

Дети радуются красивой незнакомой коробке.

— Да это же посылка от Лунтика!

Смотрят внутрь коробки.

— Да это же просто песок!

Ответы детей

— Сломались, рассыпались, высохли!

Ответы детей

— Нужно сделать новые.

— Да!!!

Положительно-эмоциональный отклик направленный на решение проблемной ситуации

Дети охотно соглашаются на участие в деятельности

2

Активизировать в речь — слова: сухой, влажный, сыпучий, струйка, лепиться, пирожное.

Активизировать стремление у дошкольников к познавательной исследовательской деятельности посредством взаимодействия с природным материалом (песок)

Воспитатель насыпает песок в специальный контейнер.

И правда, дети, посмотрите, как сыплется, рассыпается песочек, как вы и сказали, он сухой!

— — Дети, а мы из этого песочка сможем сделать угощения?

Выслушав ответы детей, воспитатель выстраивает таблицу:

— (Имя), предложил нам сделать из этого песка. Хорошо мы попробуем приготовить пирожные из сухого песка. И посмотрим, что получиться! Сможем ли мы их сделать!

В это время на мольберт размещается картинка с изображением «солнышка»

— Ну а (Имя) предложила приготовить из мокрого песка!

Попробуем приготовить из него!

На мольберт клеится картинка «капелька».

— Как здорово что у нас столько идей. И мы будем делать сами пирожные для Лунтика. Чтобы Лунтик не расстроился, сделать самые красивые, необычные пирожные. Согласны?

— А, готовые пирожное предлагаю поместить на этот поднос, чтоб Лунтик хорошо разглядел эту красоту!

На мольберт клеится картинка «пирожное»

Еще раз обращает внимание детей на план, выстроенный вместе с детьми:

— «Солнышко» — работаем с песком, который был в посылке. «Капелька» обозначает, что следуем предложению (Имя) сделать пирожные из влажного песка. «Пирожное», обозначает, что угощение готово.

Варианты ответов детей

— Да!

— Нет, из этого не получиться, нам нужен сырой, влажный песок!

Дети соглашаются с предложением.

Дети соглашаются с предложением.

Дети слушают информацию.

Высказываются различные предположения по решению проблемы

Готовы к деятельности

3

Воспитывать аккуратность в работе

— А у нас есть все возможности чтобы приготовить наши пирожные прямо сейчас!

— Приглашаю всех выбрать себе рабочее место!

— А прежде чем мы начнем готовить наши пирожные, вспомним!

— Песочек нельзя брать в рот, так же нельзя чтобы он попал в глаза. Будьте очень аккуратны!!!

- Да! Согласны!

Дети идут к столу с песком, встают парами

Повторение правил безопасности при игре на песке и при проведении опытов

4

Закреплять знания детей о свойствах сухого песка (сухой: сыпучий, не держит форму, светлого цвета, состоит из отдельных песчинок. Обогащать тактильный опыт детей.

— Ребята возьмите лопатки, и наберите столько песка, сколько вы считаете вам понадобиться для приготовления пирожного.

— Пробуем слепить!

— У кого получилось?

— И правда ничего не выходит. Из сухого песка, не получается!

Дети берут лопатки, насыпаю песок.

Согласие детей

Работают с сухим

песком

— Нет, у нас не получается!

Повышение уровня познавательных способностей детей через самостоятельную деятельность

Полученный результат.

5

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать простейшие выводы

— Ребята, а у меня есть удивительный прибор. Кто знает, что это за прибор?

— Правильно это Лупа! Волшебное стеклышко, через которое мы сможем увидеть наш песок, почему из него не получились угощения!

Раздаются лупы каждому ребенку .

— Посмотрим через него на песок, что вы видите?

— Правильно! Итак! Песок состоит из мелких крупинок, песчинок, когда песок сухой, они не склеиваются между собой. Поэтому наши пирожные не удались!

Ответы детей.

— Стеклышко, лупа.

Ответы детей

Песок, крупинки, камушки

Работа с новым оборудованием (лупой)

6

Закреплять знания детей о свойствах мокрого песка (влажный: темный, не рассыпается, лепится, держит форму). Обогащать тактильный опыт детей.

Устанавливать причинно-следственные связи между разными состояниями природного материала (песка)

— Ну не отчаивайтесь!

— Посмотрите, вы же мне еще предложили поработать с мокрым, влажным песком!

Обращаем внимание на картинку «Капелька»

— А что нам понадобиться чтоб песок стал мокрым?

— Конечно вода, я сейчас увлажню ваш песок, а вы хорошо, хорошо его перемешайте.

Из лейки проливает песок

— Ну что, готовы?

— Пробуем слепить из этого песочка?

— У кого-то получается?

— У кого получилось пирожное, размещайте его на поднос и можете украсить фруктами.

— Прекрасно получилось!!! Вот наш поднос для пирожных, скорее их несите сюда!!!

Показывая на мольберт

— Мы лепили из сухого песка. У нас получилось слепить пирожные?

— Из влажного песка?

— И вот. Наш результат

— — Ребята, и вот теперь мы знаем, что летом играя в песочнице, слепить мы сможем из мокрого, влажного песка.

— Вода

Дети перемешивают песок с водой.

— Да!

Дети лепят пирожные из мокрого песка.

Ответы детей

— У меня, и у меня!!!

Дети приносят свои пирожные, украшают и садятся на стульчики

— Нет

Да

Повышение уровня познавательных способностей детей через самостоятельную деятельность

Полученный результат.

Сформирован интерес к играм с песком.

Знания о свойствах песка.

7

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

— Предлагаю сделать общее фото и отправить его Лунтику. Пусть он порадуется, что из его песка мы тоже смогли слепить красивые пирожные. Фотографирую!

— Посмотрите, как здорово получилось! Отправляю!

Дети встают фотографироваться.

Положительные эмоции детей.


Литература:

  1. https://sun9–35.userapi.com/impg/kxbJ31E5hbreULu-J5jy-1.sJwfpRSPcCyCyo6ng/AA6NFuGC2sY.jpg?size=604x604&quality=96&sign=7ee9abe84dcea37cc9cd837e1cbc4935&type=album
  2. https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/07/16/kartoteka_opytov._eksperimenty_s_peskom.docx
  3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика — Синтез, 2011 (методическое пособие).
  4. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» — Волгоград: Перемена, 2001.
  5. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3–5 лет» — М.: Творческий центр, 2012 г.
  6. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс ,2010.
  7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е. А., Сучкова И. М.- Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» — Москва: Аркти,20
Задать вопрос