Анализ методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 04.03.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кагадий, А. А. Анализ методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью / А. А. Кагадий. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9067/ (дата обращения: 09.05.2024).



Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: анализу методов и приемов подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью.

Ключевые слова: методы и приемы подготовки к овладению письменной речью, развитие фонематического слуха, подготовка к овладению звуковым анализом слова; развитие мелкой и крупной моторики, формирование базовых графических движений, формирование здоровьесберегающих валеологических основ письма.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере обусловливается уровнем подготовки дошкольника к овладению чтением и письмом. В психолого-педагогической литературе выделяется особая значимость обучения письменной речи, а операциональные компоненты (письмо и чтение) определяются как ведущие в любой сознательной деятельности человека [2]. Современные тенденции дошкольного образования определяют подготовку детей к обучению грамоте со среднего дошкольного возраста и к письму в старшем дошкольном возрасте, большое внимание также уделяется в дошкольных учреждениях профилактике дальнейших нарушений письма и чтения.

Овладение письменной речью оказывает огромное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка, так как письменная речь — один из важнейших источников информации об окружающем мире. Освоение письменной речи влияет не только на качество обучения в школе, но и на успешность человека в дальнейшей жизни и в профессиональной деятельности.

В основе методического подхода к подготовке детей дошкольного возраста к овладению письменной речью можно выделить следующие направления:

– развитие фонематического слуха и подготовка детей к овладению звуковым анализом слова;

– развитие моторики (общей и мелкой), зрительно-пространственной координации;

– развитие зрительного восприятия и памяти;

– формирование базовых графических движений;

– формирование здоровьесберегающих (валеологических) основ письма;

– формирование коммуникативных навыков [1, с. 59].

Фонематическим процессам принадлежит ведущее место в формировании правильного звукопроизношения и в овладении навыком правильного письма.

Развитию фонематических процессов способствуют следующие игровые приемы: игры по типу «Поймай звук», когда детям нужно хлопнуть, топнуть, подпрыгнуть, услышав в слове какой-либо определенный звук. Используются игровые задания по определению места звука в слове, количества слогов в слове (слоги прохлопываются) и т. п. В силу наглядно-образного мышления дошкольников, необходимо зрительное подкрепление, сначала картинками, затем короткими словами. Большое значение для развития фонематических процессов имеет работа над звуковыми схемами. Так, например, для обозначения гласных звуков используются красные фишки, твердых согласных — синие, мягких согласных — зеленые.

Развивать зрительное восприятие и память можно с помощью приемов мнемотехники. Т. Г. Визель отмечает, что овладение эмоционально-образными мнемотехниками в процессе игровой деятельности, повышает продуктивность запоминания детьми речевой и символической информации [2, с. 34].

Для развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму используются разнообразные приемы, направленные на развитие крупной и мелкой моторики. Развитие крупной моторики необходимо, так как процесс письма неразрывно связан с правильной осанкой, правильной позой при письме, для этого необходимо укрепление всех групп мышц. Для развития крупной моторики используются следующие приемы: различного рода растяжки, двигательные и телесные упражнения.

Растяжки представляют собой систему специальных упражнений на растягивание, которые основаны на естественном движении. Такие упражнения помогают скорректировать мышечный тонус детей. Приведем пример упражнения на растяжку «Вверх». Детям предлагается встать в положение ноги вместе, руки опущены. На вдохе нужно медленно (педагог медленно считает до пяти) поднять расслабленные руки вверх. Постепенно растягиваем все тело, не отрывая пятки от пола, и «застываем» в этом положении, задержав дыхание на 3–5 секунд. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опускаем руки и сгибаемся в пояснице, потом задерживаем дыхание. Медленно возвращаемся в исходное положение («раскрылись», «перекаты», «нога-рука»).

В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «вверх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у старших дошкольников.

Развивать мелкую моторику можно с помощью разных приемов: пальчиковой гимнастики, самомассажа рук с помощью приемов су-джок терапии, с использованием нейромячей. Все эти приемы наиболее продуктивно использовать с речевым сопровождением. Приведем пример пальчиковой гимнастики «Пальчиковые ладушки и ходилки»: хлопаем в ладоши; играем «в ладушки» только пальцами; «ходим» по столу пальчиками (указательный и средний, указательный и безымянный). Движения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками. Затем имитируем «ножницы», «вертушки», сначала одной рукой, затем двумя.

Очень эффективны для развития мелкой моторики все виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование, оригами, ручной труд. Используются шнуровки, бизиборды, работа с мозаикой, различного рода конструкторами, приемы сортировки различных мелких предметов.

Так, например, детям очень нравится упражнение «Пуговицы», направленное на развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики. Смешиваем несколько различных комплектов пуговиц и предлагаем ребенку их рассортировать. Сортировать можно по форме, цвету, размеру, количеству дырочек. Можно делать это наперегонки с ребенком, складывать из пуговиц стопочки, у кого выше или у кого дольше продержится. Или можно выложить из пуговиц определенную последовательность и просите ребенка повторить, а затем сначала запомнить, а потом повторить.

Упражнения с нейроковриками позволяют соединить речевую работу с развитием мелкой и общей моторики. Так, например, во время выполнения упражнений дети одновременно выполняют движения и произносят автоматизируемый звук, слоги, и предложения с автоматизируемым звуком (это можно делать быстро // медленно, громко // тихо, плавно // отрывисто и т. п.). Пример упражнения: стоя на коврике, ребенок сначала выполняет движение левая рука на правом плече, правая рука — на боку, затем наоборот, произнося цепочку слогов СА (движение 1), ША (движение 2) и т. д.

Еще один пример: ребенок смотрит на картинку, которую показывает педагог, подбрасывает мяч, называя слово, и делает столько шагов по клеткам нейроковрика, сколько слогов в слове.

Развитию зрительно-пространственной координации способствуют глазодвигательные упражнения, работа над ориентацией в пространстве листа, комнаты, своего тела.

Суть глазодвигательных упражнений состоит в отслеживании определенного предмета глазами на разных уровнях и направлениях. Такие упражнения по методу замещающего онтогенеза способствуют развитию межполушарного взаимодействия, а также повышению энергетизации всего организма. Приведем пример глазодвигательного упражнения «Глаз-путешественник». В разных местах кабинета размещаются различные изображения игрушек, животных и т. д. Ребенку нужно, не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

Базовые графические движения включают в себя рисование прямых и наклонных параллельных линий, кругов, овалов, полуовалов, зигзагов, а затем рисование печатных букв и элементов письменных букв. Также развитию графомоторных навыков способствуют приемы обучения регулированию нажима на карандаш. Например, упражнения «Сухой и мокрый слон», «Тучка и грозовая туча», когда ребенку предлагается раскрасить простым карандашом слона или тучку, легко нажимая на карандаш, а затем темнее, с более сильным нажимом.

Эффективные приемы подготовки дошкольников к обучению письменной речи предлагает программа «ПРОдетей». Первый прием «Модель письма». Его суть заключается в том, что дети обучаются графически обозначать слова предложения. Например, мы предлагаем детям предложение «Я буду чай». Модель письма поможет «увидеть» слова, разделенные пробелами: /___ _______ _____. Длина линий будет разной, в зависимости от «длины» слова, дети поймут закономерность перевода устного сообщения в письменный: размер слов в письменном сообщении соответствует размеру слов в устном сообщении, т. е. «длинные» слова занимают больше места на строке. В нашем случае, слово «я» будет самым коротким, «чай» — длиннее, а «буду» — самым длинным. Также дети поймут принцип, что слова располагаются слева направо, а в конце предложения ставится точка [6].

Второй прием — «Графические практики», который соединяет в себе слушание музыки, историю и рисование. Педагог рассказывает короткую историю и предлагает ее зарисовать по образцу, предварительно объясняет, как изобразить определенный элемент, как он будет расположен относительно других элементов. Для работы есть четкие правила: пишем, пока звучит музыка; когда музыка закончится, поднимаем руку вверх; пишем слева направо;

Затем дети пересказывают текст. Данный прием подготавливает руку к письму, развивая одновременно память, воображение и речь [6].

Формирование здоровьесберегающих (валеологических) основ письма включает в себя работу над осанкой, ориентировку в пространстве листа, работу над правильным положением карандаша или ручки в руке.

Коммуникативные навыки развиваются при помощи следующих приемов:

– коммуникативные игры;

– беседы-обсуждения;

– ритмические и интонационные игры со словом;

– моделирование и анализ ситуаций, составление пиктограмм, схем высказываний;

– чтение и обсуждение художественных произведений;

– беседы, сочинение историй;

– просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

– мимические упражнения;

– игровые упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера).

Таким образом, существует большое количество методов и приемов подготовки детей дошкольного возраста к овладению письменной речью. Важно использовать их в системе с учетом всех направлений работы: развития фонематических процессов, развития зрительного восприятия и памяти, формирования базовых графических движений, формирование здоровьесберегающих (валеологических) основ письма, развитие коммуникативных навыков.

Ю. В. Верхотуркина отмечает, что «подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью как деятельностью представляет собой сложный многоступенчатый процесс, включающий различные этапы формирования письменно-речевых умений» [1, с. 60].

Подготовка к обучению письменной речи должна соединять в себе как обучение технической стороне письма, так и формирование коммуникативных навыков, ведь письменная речь служит средством общения и передачи своих мыслей.

Литература:

  1. Верхотуркина, Ю. В. Содержание подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью / Ю. В. Верхотуркина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 5. — С. 57–62.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. — Москва: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.
  3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва, 1956.
  4. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. — Москва,1975.
  5. Журова, Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 1963.
  6. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова. — Москва: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. — 136 с.

Ключевые слова

развитие фонематического слуха, методы и приемы подготовки к овладению письменной речью, подготовка к овладению звуковым анализом слова, развитие мелкой и крупной моторики, формирование базовых графических движений, формирование здоровьесберегающих валеологических основ письма
Задать вопрос