Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Савченко, Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте / Ю. В. Савченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9062/ (дата обращения: 08.05.2024).



Ключевые слова: развитие, эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональное воспитание, технологии и методы развития эмоционального интеллекта у ребенка.

В дошкольном возрасте дети находятся на стадии активного развития своей личности, формируются их внутренние механизмы саморегуляции и эмоционального восприятия мира. Развитие эмоционального интеллекта, то есть способности осознавать и управлять своими эмоциями, важно для формирования психологической устойчивости, адаптации в обществе и успешного обучения. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

Эмоциональное воспитание является необходимой константой в формировании личности воспитанника ДОО. С появлением гаджетов дети все больше и больше времени стали проводить компьютером или смартфоном. Следствием этого стала раздражительность, импульсивность. Совершенствование кругозора и неумение его применять и объяснять на практике не является залогом будущей успешности в жизни маленького Человека. И не менее важно, чтобы он владел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

— умением контролировать свои чувства так, чтобы эмоции не «переливались через край»;

— способность сознательно влиять на свои чувства и эмоции;

— умением признавать свои чувства «как есть»;

— возможность использовать эмоции во благо себе и окружающим;

— эффективно общаться и находить с окружающими «общие точки соприкосновения»;

— способностью признавать чувства других;

— сочувствовать людям. [1]

Результаты исследований показывают:

— у воспитанников ДОО не сформированы эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе и окружающим;

— у ребят не выработаны черты характера, которые способствуют взаимопониманию в процессе игры;

— у детей не развиты навыки общения в разных жизненных ситуациях с окружающими людьми. [5]

Все эти нарушения мешают психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка, ведь эмоции — это главная составляющая психической жизни человека. [2]

Что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»? Эмоциональный интеллект — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. [1] У детей дошкольного возраста уже развиты некоторые виды эмоций. Такие как: зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение, застенчивость. И в этот главный в жизни период можно прививать эмоциональные привычки и навыки, которые имеют решающее значение для всей дальнейшей жизни человека.

Для развития эмоционального интеллекта дошкольников используют разные технологии и методы. Наиболее эффективные — это:

  1. Сюжетно-ролевые игры, в которых воспитанники учатся понимать других людей, их настроения и желания. Например, одна из форм таких игр — кукольный театр.
  2. Чтение сказок и произведений детской художественной литературы. В таких книгах добро и зло четко разделены, и четкая авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы «стать» положительным героем.
  3. Творческая деятельность: рисование, аппликация, конструирование, лепка. Любые поделки формируют «чувство вкуса прекрасного». Ребенок переносит увиденное затем на поступки и высказывания окружающих его людей.
  4. Специальные игрушки, обозначающие эмоции, и позволяющие придумывать вместе с воспитанниками истории приключений, при этом понимая, что чувствует их герой.
  5. Совместная деятельность педагога, родителей и ребенка дома или в ДОО.

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей.

А именно:

  1. Умение расслабляться. (Дома или в детском саду можно и нужно свое место, где необходимо проводить время в одиночестве и спокойствии (своеобразный ритуал)).
  2. Умение замечать все вокруг и оценивать значимость этого в положительном ключе. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями.
  3. Беседы о том, что хорошего произошло за день.
  4. Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации. Помочь представить ребенку неприятную ситуацию и обговорить все моменты того, как полностью побороть ее положительными эмоциями.
  5. Использование воображения для получения именно положительного конечного результата.
  6. Осознание своих мыслей и чувств. Работа с ними. Например, спрашиваем ребенка о том, что вызвало гнев. Учим понимать то, как воспитанник себя чувствует при этом. И как посредством положительных эмоций победить гнев. Здесь важно мнение и поведение родителей ребенка. Если родители дают хороший пример для подражания, то ребенок будет верить им и подражать.
  7. Социальные навыки и эмпатия. Развитие эмпатии, то есть способности воспринимать и понимать чувства других людей, также является важной составляющей эмоционального интеллекта. Дошкольники должны учиться уважать чувства других, проявлять доброту и заботу, а также уметь находить общий язык со сверстниками. Педагоги могут стимулировать развитие эмпатии через обсуждение различных ситуаций, ролевые игры и другие методы.

В заключение, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании личности ребенка. Педагоги и родители должны уделять должное внимание развитию навыков осознания и управления эмоциями, саморегуляции, эмпатии и социальных навыков у детей, чтобы обеспечить им психологическую устойчивость и готовность к успешной социализации и обучению.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.:БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
  2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С.78–86.
  3. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. — 2013. — № 5. — С.24–31.
  4. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие дошкольников. // Начальная школа: плюс — минус. — 2001. — № 4. — С.12–14.
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2008. — № 1 — С.12–20.

Ключевые слова

развитие, эмоциональный интеллект, эмоции, эмоциональное воспитание, технологии и методы развития эмоционального интеллекта у ребенка
Задать вопрос