Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 29.02.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Павлова, О. Н. Хоровая работа в ДОО как средство формирования предпосылок эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства / О. Н. Павлова, Я. Н. Солодовникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9053/ (дата обращения: 02.05.2024).



Воспитание гармонически развитой личности начинается именно в дошкольном учреждении. Но формирование такой личность не происходит само по себе — необходима, целенаправленная работа. Задача музыкального руководителя помочь детям в развитии их вкусов и предпочтений.

Ключевые слова: музыка, музыкальные занятия, музыкальное искусство, вокально-хоровая работа.

А. Н. Леонтьев считал: «ценностно-смысловое восприятие произведений искусства — это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов, которые являются выразителями нравственных ценностей и смыслов».

В современном мире проблема развития ценностно-смыслового восприятия музыки становится все более актуальной. На сегодняшний день, большая часть детей не проявляют интереса к серьезной музыке. Одна из причин этого обстоятельства — недостаточное развитие ценностно-смысловой составляющей восприятия музыки, что в свою очередь ведет к недостаточной сформированности музыкальной культуры. Малыши в большинстве семей слушают преимущественно развлекательные композиции, в то время как классическая музыка не является важной для родителей. В виду того, что в дошкольном возрасте ребенок не имеет четкого представления о вкусах и предпочтениях, необходимо развивать у детей способность к восприятию музыки всех времен и стилей. Для того, чтобы защитить детей от вредной музыки, которая транслируется в средствах массовой информации и распространяется среди населения, необходимо принять все меры. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить детей от такой музыки, которая навязывается им средствами массовой информации и несет только вред. Каким образом это осуществить?

Начиная с 20-х годов XX века многие выдающиеся музыканты-педагоги (Асафьев, Брюсов, Шацкая, Апраксина) подчеркивали важность культурно-просветительской направленности музыкальных занятий и особое значение придавали духовному развитию посредством музыки. Использование всех видов музыкальной деятельности для развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и ценностной сферы, способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Существует правило: «Если хотите, чтобы ваш ребенок стал математиком, начните с музыки». Но сегодня мы говорим о вокально-хоровой работе, как о средстве формирования предпосылок эффективно-ценностного отношения к музыкальным произведениям искусства, которое через восприятие, запоминание, узнавание и понимание музыки и текста позволяет ощутить чудо воспроизведения смысла через песню и приобщиться к нему. Оно пробуждает желание быть частью этого. Как можно обучать детей и развивать их вкус и предпочтения с помощью вокальной и хоровой музыки. Прежде всего, определим, что же такое пение.

Пение — это форма эмоционального самовыражения певца.

Пение — это музыка, исполняемая голосом, который выражает свои чувства, эмоции через внутренний таинственный мир.

Хоровое пение имеет свои уникальные особенности. Оно направлено на духовное единение певцов, эмоциональное единство и гармонию. Приобщение к духовному миру, иными словами хор создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатии, сопереживания, творческого воображения, мышления), специальных способностей (слуха, чувства ритма, гармонии, музыкальной памяти, гармонического слуха и т. д.) без которых невозможен успех в музыкальной деятельности. воспитание и развитие личности через приобщение к высокому виду искусства. Хоровое пение это основа музыкального образования. Иными словами, в условиях коллективного творчества реализуются музыкально-исполнительские способности каждого в отдельности, основа которой является психологический комфорт участников. В результате через вокально-хоровую деятельность реализуются, сохраняются и предаются хоровые традиции исполнения, а также эстетического, духовно-нравственного воспитания, воспитывается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость и позиционирования себя в хоровом искусстве. В ходе исследований, проведенных психологами и педагогами, было установлено, что музыкально-хоровые занятия имеют большое значение в формировании культуры личности. Каждый ребенок, который занимается исполнительской деятельностью и участвует в исполнении вокально-хоровых произведений, может развить в себе способность эстетического отношения к миру. В современном мире, хоровое пение стало одним из самых популярных видов искусства. Оно предполагает в себе главное — коллективную постановку вокальных произведений. Это означает то, что большая часть людей объединена одной общей идеей, которая является частью единого художественного замысла; это значит, что чувства и идеи, которые выражаются в музыке и словах, являются не отдельными личностями, а группой единомышленников.

Ребенок должен обладать начальными знаниями истории и теории музыки, чтобы глубже проникнуть в музыкальные образы, которые звучат на занятиях хора. Здесь учащимся предлагается изучить понятия формы, жанра и способов использования музыкальных средств для выражения музыкальной выразительности. Эти знания не являются самоцелью в данном контексте. Цель-приобщение детей к качествам духовной и народной музыки, изучение музыкальных произведений разных композиторов, принадлежащих к различным историческим стилям (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) и представленных в разных жанрах (камерная, концертная, вокальная музыка). Это первый шаг в развитии музыкальной культуры ребенка. Формирование музыкальной культуры детей также требует знания исполнителей, творческих фестивалей и конкурсов, концертных залов и музыкальных театров.

На музыкально-хоровых занятиях используются компоненты музыкальной грамотности, упражнения для укрепления дыхательной системы детей и развития метрического ритма. Как и в любом групповом занятии, дети также развивают свои коммуникативные навыки. Пение развивает не только чисто музыкальные способности, но и внимание, настойчивость в преодолении трудностей и многие другие способности. Значение хорового пения хорового пения заключается не только в механическом заучивании песен, но и в творческой интерпретации их содержания, в их понятном и эмоциональном исполнении.

Вокальные и хоровые исполнения должны отвечать тем же требованиям, что и другие исполнения, например, фортепианные, скрипичные или оркестровые. Необходимо вникнуть и понять содержание произведения. Это очень важно на начальном этапе работы над произведением и требует внимания к познавательным интересам, к правильному отношению поющего ребенка к произведению, к тому, чтобы он понимал, о чем поет, чтобы каждое слово было ясным и осознанным. Репертуар для дошкольников нужно отрабатывать тщательно, объясняя каждое слово по ходу пения, так как словарный запас еще не очень велик. Очень важно дать детям установку, что поющий может что-то изменить, что-то убрать или добавить красками своего голоса, проявляя художественно-творческое отношение к воспроизведению материала. Иными словами, есть песни лирические, радостные, патриотические и т. д., которые различаются по характеру исполнения, состоящему из интонации, динамических оттенков и ритма:

– Пойте весело, выразительно и эмоционально

– Пойте со страданием и грустью.

– С любовью и от всего сердца.

– Глазами (внутренний барометр).

Обязательно показать пример всему этому- собственным примером.

На начальных этапах обучения приоритет отдается технической работ

Настройка на песню -перед началом пения музыкальный руководитель напоминает детям о правильном положении тела.

Дыхание — один из основных элементов вокала. Все упражнения помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготовить голос к дальнейшей практике.

Обучение правильной постановке звука основано на слуховом развитии и умении пользоваться резонаторами.

Звуковедение Штрихи, (легато, нон легато и стаккато) которые определяют способ постановки звука и его качество.

Для развития вокально-хоровых навыков детям необходима вокальная практика, которая должна проходить на каждом уроке. Вокальной практике, как и в других видах искусства, должно предшествовать приобретение механических навыков.По определению, это короткие музыкальные фразы, которые транспонируются вверх или вниз с шагом в полутон. Такое повторение ведет к развитию техники. Упражнения должны быть максимально простыми. В них не должно быть много нот, ритм должен быть простым, мелодия ясной, регистр минимальным, темп приемлемым, аккомпанемент должен исполняться на фортепиано или а капелла.

Для плодотворной работы педагог должен всегда выполнять следующие правила:

  1. Вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике.
  2. Обучать навыку пения эффективней (а капелла) на материале простейших попевок.
  3. Перед детьми должна стоять конкретная задача (например, споем распевку, делая ударение на нижнем и верхнем звуках).
  4. Необходимо приучать детей слышать себя и слышать других.
  5. Надо сразу пресекать крикливое, громкое пение.

Следует отметить, что точно интонировать все дошкольники не способны. Крайне редко ребенок может интонировать мелодию без искажений. Часто дети поют ее в удобной для себя тесситуре. Так называемые «гудошники» воспроизводят мелодию совершенно неправильно, в диапазоне двух-трех звуков. Задача музыкального педагога в детском учреждении — научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Поэтому, занимаясь с детьми дошкольного возраста, не имеет смысла ставить во главу угла чистое интонирование. Лучше пусть поют, пока с радостью и желанием от самого процесса, чем без мотивации, даже с красивым интонированием. Всегда можно подготовить для солирования в песне или сольного исполнения несколько детей.

Начинать работу над точностью интонирования звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Одно из пособий для этого «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, в нем представлены короткие песенки на каждый интервал. У детей дошкольного возраста чувство гармонии проявляется не в такой степени в силу их возрастных особенностей. В младших группах это просто эмоциональная реакция на музыку. Позже появляется способность различать мажорные и минорные тональности. Чувство гармонии — одно из важнейших условий восприятия музыки и основа для ее переживания, узнавания и понимания.

В детском возрасте отличительной чертой является любовь и интерес к прослушиванию музыки. Самый простой способ развить у детей чувство гармонии — слушать мелодии разных стилей и направлений. В дошкольных группах педагогу необходимо развивать эмоциональную отзывчивость детей через слушание музыки. Для этого используется система речевой и словесной игры, в ходе которой дошкольники учатся подражать определенным звукам окружающей жизни. Примером такого подражания является имитация эмоций через звук (например, радость, гнев, доброта, грусть). Такие игры позволяют детям не только развить свои музыкальные способности, но и формировать культуру правильной речи и пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и максимально раскрыть потенциал музыкального воображения.

В дошкольном возрасте у детей встречаются проблемы с произношением звуков. В связи с возрастающей потребностью в развитии артикуляционного аппарата у детей, особенно в период младшего возраста, необходимо его совершенствование. На качество исполнения влияет множество факторов. Это и правильное положение губ во время пения, и освобождение от зажимов, и напряжение нижней челюсти, и свободное расположение языка во рту.

Мы используем методы логопедии для того, чтобы развивать дикцию. Сначала мы говорим отдельные звуки, а затем слова и целые фразы. Вокальная речь отличается от обычной речи тем, что в звуках, которые имеют гласные, раскрываются певческие способности голоса. Первоначально для развития голоса следует выбирать упражнения, которые наиболее эффективно способствуют формированию устойчивых звуков «а», «о», «у», только потом к ним добавляют более сложные звуки «е» и «и».

Работая над дикцией, можно использовать следующие методические приемы:

  1. Утрированный показ артикуляции педагогом
  2. Артикуляционная гимнастика, на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Чтобы вызвать интерес у детей к этому занятию, следует придумывать муз. истории. (сб. перышко). Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук (пример «У девочек и мальчиков умные пальчики»). [1, с.9]

У детей дошкольного возраста ограничен голосовой диапазон из-за незрелости голосового аппарата. Начинать работу по постановке голоса, целесообразно с укрепления его примарного диапазона. Пение распевок по полутонам вверх, вниз позволяет расширить диапазон.

Вокальные упражнения должны строится в определенной последовательности:

1 этап — упр. на одном звуке.

1 этап — упр. на двух звуках, расположенных рядом.

3 этап — тетрахорды, как подготовка к скачкам.

4 этап — арпеджио и гаммы

Динамику музыкального произведения можно определить с помощью нюансов. Научить детей петь громко, тихо при этом не переходить на крик или неразборчивый шепот, важная и нелегкая задача. Наиболее сложный момент для форте — это крик, нельзя говорить детям: «Пойте громче, не слышно» и побуждать их к крику. Все вокальные работы должны быть тихими. При работе над нюансами форте необходимо помнить о том, что каждый из них должен иметь некую мягкость звучания, чтобы слушателям было комфортно в хоре. Форте не может быть найдена через твердые, жесткие атаки, чрез мышечный зажим. При пении форте важно, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки и не испытывали мышечного напряжения. Это не допустимо, крайне непрофессионально. Одним из эффективных способов снятия форсирование звука служит привлечение внимания хора к нюансам, объяснения того, что форте это громкое (активное) пиано и настойчивая работа над этим, постоянно пресекать крикливое пение, это станет эффективным способом достижения результата.

Нашим национальным достоянием остаются традиции в отечественном вокально-хоровом исполнительстве. Л. Н. Толстой утверждал следующее: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев — обречена на вымирание» Современный педагог должен поддерживать традиции русского вокально-хорового искусства, прививать эту мудрость и мастерство подрастающему поколению нашей Родины. Педагогу необходимо обладать значительным объемом знаний и умений для выполнения поставленных задач, знать методику урока, технику занятий, интересы и личностные особенности учащихся, уметь последовательно разучивать вместе с детьми новые музыкальные произведения, быть в курсе текущих событий, постоянно самообразовываться. У современного музыкального руководителя в детском дошкольном образовательном учреждении стоит очень важная и актуальная задача, через вокально — хоровую работу сформировать эмоционально — ценностное отношение к произведениям музыкального искусства в социокультурной среде. Пение в хоре в большей степени в дошкольном возрасте воздействует на эмоциональную среду, совершенствует мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Литература:

  1. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Скрипторий, 2003, 2012.
  2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.:Просвещение, 1981.
  3. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Вокально — хоровая работа в детском саду.
  4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.
  5. Шереметьев В. А. статья «Хоровое пение в детском саду» Музыкальный руководитель № 1–2005г.
  6. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» Музыкальная палитра, № 5, 2004.
  7. Орлова Т. статья «Учим детей петь» Музыкальный руководитель № 5,6 -2004г., № 2–2005г.
  8. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
Задать вопрос