Сенсорный театр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арамянц, Н. З. Сенсорный театр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. З. Арамянц, Т. С. Салычева, Ю. В. Трифонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9021/ (дата обращения: 21.05.2024).



Ключевые слова: дошкольники, духовно-нравственное воспитание, театр, сенсорный театр, воспитание, образование.

Роль театра и театрализованной деятельности в образовательном и воспитательном процессе детей трудно переоценить. О значении театральных занятий и представлений писал известный российский педагог и просветитель И. Я. Яковлев: «Театр может в нас возбудить и развить эстетическое чувство, т. е. чувство ко всему прекрасному и возвышенному; он может также напоминать нам о высшем назначении человека, о долге и обязанностях, отсюда вытекающих; может поддерживать в нас нравственное чувство и направлять его к истине и долгу» 2, с. 139. Драматические кружки повсеместно организовывались в детских учреждениях разных лет.

Однако как справедливо указывает Т. А. Поскакалова, в отличие от общеобразовательных программ в таких странах, как Австралия, Англия, Исландия, где применение театра в образовательной деятельности носит системный характер, в России применение театра в педагогической практике на сегодняшний день носит ограниченный и не системный характер, так как осуществляется преимущественно в системе дополнительного (внеурочного) образования по инициативе конкретных педагогов 5, с. 96.

Театру уделяется большое внимание в теории и практике дошкольного воспитания. Как именитые ученые, так и рядовые воспитатели регулярно публикуют своих исследования и размышления на эту тему. Театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается как неотъемлемая часть процесса социализации, развития эмоционального интеллекта, индивидуализации, формирования soft skills, усвоения духовно-нравственных ценностей российского общества. Как указывает Е. А. Закирова, театрализованная деятельность снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства или заранее подготовиться к тем непростым эмоциям, с которыми ребёнок ещё не сталкивался 4, с. 31.Театрализованная деятельность позволяет при этом оставаться игре ведущей деятельностью дошкольников.

Театр в жизни ДОУ — это кукольный, марионеточный и пальчиковый театр, театр бибабо, настольный и теневой, театр на фланелеграфе и театрализованные игры, семейный театр и театр ощущений или сенсорный.

Сенсорный театр, представляется, особенно необходим современным детям, жизнь которых во многом протекает в цифровом формате. Не только дети, но и взрослые сейчас оказываются функционирующими в режиме исчезающей телесности. По мнению Л. Ф. Салимовой, тело человека, входя в скоростной режим нового тысячелетия, постепенно теряет свои ощутимые телесные границы, растворяясь в визуальных и перформативных искусствах, или наоборот, превращаясь в информационную матрицу, абсолютно лишается своей чувственной природы. Тело размывается, его ощущения притупляются вместе с увеличением темпов и жизненных циклов, временем социального события 6, с. 121.

Недостаток реальных ощущений — осязательных, обонятельных, слуховых, моторных — негативно сказывается на психофизиологическом развития ребенка, уровне его восприятия действительности. Минимизация живого общения влияет на коммуникативные навыки дошкольников, что выражается в неумении конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, в неразвитой невыразительной речи. Большой потенциал имеется и в использовании сенсорного театра при работе с детьми с ОВЗ, в том числе — слабовидящими и с расстройствами аутического спектра.

Гораздо реже сенсорный театр рассматривается в качестве основы для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Между тем, именно оно, как и воспитание патриотизма и гражданственности, является приоритетным направлением современной российской образовательной политики.

Обратимся к определению понятия «духовное и нравственно-патриотическое развитие детей», сформулированному Е. Н. Бородиной: «это формирование духовной, нравственно-патриотической компетентности ребенка, через воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств и качеств в отношении родной семьи, своего рода, народа, на основе эмоционально-образного переживания привязанности и принадлежности к культуре, традициям и истории своей семьи, своего рода, народа — к формированию осознанной эмоционально-ценностной позиции по отношению к миру семьи, миру родных людей, миру истории и культуры Отечества» 1, с. 48. Основная цель такого воспитания — становление одухотворенного нравственно-патриотического поведения.

Образовательные и воспитательные возможности любого вида театрализованной деятельности весьма широки, ведь они позволяют ребенку через все каналы восприятия ознакомиться с окружающим миром, а те векторы развития, направляющие вопросы, побуждения к размышлениям и рефлексии, которые инициируют педагоги, стимулируют морально-нравственное становление детей.

Сенсорный театр отличается от обычной театрализованной деятельности наличием сенсорных стимулов, направленных на зрительный, слуховой, тактильный и вкусовой анализатор 7, с. 262. Применение сенсорных стимулов позволяет более ярко почувствовать и прочувствовать те сказки и пьесы, которые выбраны для драматизации, а опосредовано — сформировать более яркие впечатления и представления о таких морально-нравственных ценностях как Родина, семья, дружба, здоровье (здоровый образ жизни), честность, добро.

Предлагаем рассмотреть потенциал сенсорного театра как средства формирования устойчивых патриотических представлений и позитивных стереотипов о России на примере театрализованной сказки «Россия — родная сторонушка». По сценарию двое детей встречают иностранных послов из разных стран и знакомят их с символами России — березой, матрешкой, русской зимой, медведем, шапкой-ушанкой, сарафаном и кокошником, балалайкой и т. д. В качестве сенсорных стимулов используются кусочек березовой коры, кусочек меха, имитирующий медвежью шкуру, шапка-ушанка, каравай, мешочек с крахмалом (имитирует скрип снега), аудиозапись российского государственного гимна, игрушечная балалайка и т. д. Все эти стимулы используется для формирования у детей представления о том, какова Россия на вкус, звук, цвет, ощупь. Это способствует и обогащению сенсорного опыта дошкольников, и формированию устойчивых представлений о том, как действительно выглядят и ощущаются символы России, развитию патриотических чувств.

Дополнительным стимулом может стать посильное участие дошкольников в изготовлении необходимых для постановки костюмов и декораций, например, стволов берез из бумаги, кокошников из ткани, приклеенной на бумажную основу и украшенной бисером и бусинами. Взаимодействие с такими мелкими предметами положительно влияет на мелкую моторику дошкольников. Выбор ткани позволит провести тактильное сравнение разных видов тканей — искусственные и натуральные, хлопок и шерсть, грубые и мягкие. Подбор лент к кокошникам позволит потренировать зрительные рецепторы.

Театр — один из важнейших видов искусств, тесно связан с литературой, которая является неотъемлемой частью культурного кода цивилизованного человека. И. И. Железнова подчеркивает уникальные возможности театра как средства духовно-нравственного воспитания детей, отмечая, что театр, так же как и литература, воссоздает при помощи слова жизнь во всех ее проявлениях, но слово это не только повествует, но и действует. Театр способен, пропустив сквозь себя литературное произведение, воссоздать действительность не в мыслях читающего, а как наглядно существующие картины бытия 3, с. 157.

К литературе и театру необходимо приобщать всеми способами, используя их, однако, как средство, но не как цель, как инструмент духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Сенсорный театр не случайно называют театром ощущений. Этот вид театра способствует формированию позитивных ощущений от процесса социализации и усвоение морально-нравственных ценностей современного российского общества.

Литература:

  1. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. — № 5. — С. 48–50.
  2. Гималиев, В. Г. И. Я. Яковлев о воспитательном значении театра / В. Г. Гималиев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1(106). — С. 137–146.
  3. Железова, И. И. Духовно-нравственное воспитание детей посредством искусства / И. И. Железова // Человек и общество в культурно-цивилизационном измерении / Псковский государственный университет. — Псков: Псковский государственный университет, 2021. — С. 154–163.
  4. Закирова, Е. А. И снова о театре в ДОУ… / Е. А. Закирова // Дети Ярославии. — 2019. — № 3. — С. 30–31.
  5. Поскакалова, Т. А. История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт / Т. А. Поскакалова // Современная зарубежная психология. — 2021. — Т. 10, № 2. — С. 96–104.
  6. Салимова, Л. Ф. Театральная посттелесность: оцифровка тела в новой культуре социальных взаимодействий / Л. Ф. Салимова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. — 2021. — № 2(26). — С. 118–132.
  7. Шельшакова, Н. Н. Сенсорный театр как средство коррекции коммуникативных трудностей у детей с задержкой психического развития / Н. Н. Шельшакова // Человеческий капитал. — 2020. — № 12(144). — С. 260–266.
Задать вопрос