Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 22.02.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Московская, Н. П. Особенности организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду / Н. П. Московская, Н. В. Тупикина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9018/ (дата обращения: 28.04.2024).



Описываются характерные особенности образовательного процесса патриотической направленности и практическая значимость исследования в разработке модели организации образовательного процесса патриотической направленности. Описаны условия реализации модели.

Ключевые слова: образовательный процесс, дошкольники, патриотизм, детский сад, модель.

Актуальность исследования . В целях укрепления духовно-нравственных и патриотических основ российского общества, а также совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, вышло постановление Президента РФ, для исполнения которого необходима подготовка предложений по реализации программ, направленных на совершенствование патриотического воспитания детей, на сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Целевой раздел Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее — ФОП ДО) одной из целей ставит приобщение дошкольников к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, прежде всего — это жизнь, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, гуманизм, коллективизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) определяет ряд требований к содержанию программы дошкольного образования, где одним из требований является обеспечение патриотического воспитания дошкольников, формирование гражданской идентичности, усвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

Степень разработанности проблемы

Вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста посвящены труды многих авторов.

В диссертационном исследовании Л. В. Кукуева рассматривает процесс патриотического воспитания и его успешность через усиление нравственного компонента и учет «…принципа приоритетности регионального культурного наследия» [2].

Педагоги В. И. Шабалина, Н. М. Василенко, Е. А. Стативко поднимают вопрос об актуальности воспитания культурной, духовной и нравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы на основе инновационных форм и методов [3].

Авторы Т. Ю. Безручкина, А. В. Маяцкая, М. Г. Шанкулашвили, Э. Г. Шатикова описывают деятельность воспитателя детского сада, считая главной задачей «…воспитать у ребенка любовь к родной природе и научить видеть и чувствовать красоту природы» [1].

Интересным и практико — ориентированным является исследование О. А. Шальневой. Автором разработана модель патриотического воспитания, которая представлена в виде «…целостной системы целевого, методологического, методического, содержательного и результативно оценочного блоков» и раскрывает педагогические условия [4].

На основе изученной литературы была сформулирована цель исследования — организация образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду.

Для достижения цели была разработана модель организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития — детском саду

Модель имеет следующую структуру: цель, формы образовательной деятельности патриотической направленности (презентация символов р. п. Таловая, Воронежской области, России; тематические мероприятия и праздники; экскурсии к памятникам; разучивание стихов и песен о Родине и любви к Отчизне; непосредственная образовательная деятельность; посещение реальных и виртуальных краеведческих музеев, и музеев боевой славы); педагогические условия организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития ребенка — детском саду (создание развивающей предметно-пространственной среды (патриотический центр, литературный центр, «Бессмертный полк»); проведение патриотических конкурсов (чтецов, песенный, рисунка, поделки и др.); организация воспитательной деятельности как средства выражения чувств и эмоций (концерты, выступления); принципы патриотического воспитания (принцип субъективности; возрастной подход; принцип реализации регионального компонента; метричность); результат: социальное чувство, осознанная любовь к родному краю, привязанность к Родине, преданность семье, любовь к традициям России.

К мероприятиям привлекались родители (законные представители) воспитанников. Наибольшей популярностью пользуется участие в «Бессмертном полку». Дошкольники вместе со взрослыми готовят портреты воинов, изучают историю Великой Отечественной войны. Стало традицией в бессмертном полку нести портреты погибших солдат в специальной военной операции.

Модель организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития — детском саду

Рис. 1. Модель организации образовательного процесса патриотической направленности в центре развития — детском саду

Таким образом, характерной особенностью патриотического воспитания дошкольников является то, что патриотизм призван дать новый импульс духовному развитию ребенка. Благодаря разнообразию форм и методов педагогической работы в детском саду есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Педагоги нашего детского сада делают все для того, чтобы вырастить настоящего гражданина и достойного человека с уважительным и трепетным отношением к своим истокам, к своей Родине.

Литература:

  1. Безручкина, Т. Ю. Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста / Т. Ю. Безручкина, А. В. Маяцкая, М. Г. Шанкулашвили, Э. Г. Шатикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 20–28. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97730/ (дата обращения: 20.02.2024)
  2. Кукуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс...канд. пед. наук. — Ярославль, 2002. — 228 с.
  3. Шабалина, В. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы / В. И. Шабалина, Н. М. Василенко, Е. А. Стативко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 245–248. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56406/ (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Шальнева, О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности / О. А. Шальнева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 10–13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8731/ (дата обращения: 20.02.2024).
Задать вопрос