Как помочь ребенку включиться в театральную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 22.02.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Корниенко, Т. А. Как помочь ребенку включиться в театральную деятельность / Т. А. Корниенко, Н. А. Черкашина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9014/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.

Дошкольный возраст — это особый период социально-эмоциональной чувствительности, можно сказать время открытий себя миру и мира для себя. Дошкольный возраст является сензитивным для развития социальных эмоций, в частности эмпатических переживаний. Приходя в детский сад, ребенок чувствует себя скованным, не уверенным в себе, стеснительный. Раскрыться ему, стать более эмоциональным и уверенным позволяет театральная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованная деятельность — это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми. Дети дошкольного возраста не всегда могут контролировать и понимать свои эмоции, они менее отзывчивы к чувствам других, у них недостаточно развиты память и внимание, часто отсутствуют навыки произвольного поведения. Развивать эмоциональную сферу детям дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность, через неё дети учатся осознавать свои эмоции, что приводит к эмоциональному раскрепощению ребёнка. В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, социальное поведение.

Педагоги дошкольных учреждений всегда задают себе вопрос как приобщить детей младшего возраста к театральной деятельности? Первый этап познания сказки, конечно же, это иллюстрации к сказкам, театр картинок. Театр картиноквключает плоскостные изображения различных животных и дополнительный материал для обыгрывания литературных произведений. Работы с театром картинок очень проста, и интересна детям [2] c. 119–120.

Так же прост и доступен восприятию детей младшего возраста настольный театр. Настольный кукольный театр является формой искусства и средством воспитания детей. В кукольном настольном театре сюжеты художественных произведений разыгрываются с помощью обычной образной игрушки. Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев рук речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

В работе с малышами часто используют Плоскостной настольный театр,это разновидность настольного, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести театр готовый из дерева, пластика или другого материала [2] c. 119–120.

Наиболее распространённый у нас вид кукольного театры — это театр петрушек или, как его чаще называют, просто кукольный театр. Петрушками называются куклы, которые надеваются на руку. Сценой в театре петрушек служит ширма. Кукловоды, спрятаны за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек народный театр. Общая миниатюрность кукольного театра очень хороша для дошкольников. Петрушки производят на детей сильное и глубокое впечатление: даже молчаливые и малообщительные дети после спектакля делятся впечатлениями и включаются в общие разговоры. Все дети обычно долго вспоминают, что делали и говорили куклы.

В работе с дошкольниками многие используют теневой театр. Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка — это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений. Театральная деятельность способствует развитию речи у малышей. Дети старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру детей.

Театр марионеток никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый.

Когда воспитатель или родитель общается с ребёнком с помощью куклы-марионетки, детское сердце, как губка, впитывает каждое слово. Ребёнок верит «ожившей» игрушке, начинает общаться с ней и стремится сделать то, что кукла его «просит». Поэтому кукла в руках педагогов может стать незаменимым помощником в деле воспитания и обучения детей.

В театральной деятельности не маловажную роль играет театральный костюм. Театральный костюм позволяет ребенку — артисту проявить в исполнительской деятельности эмоциональную экспрессию, ярко выполнить эмоциональные действия, раскрывая художественный образ героя: интонацией и мимикой, тембром голоса, особенной дикцией, ритмом и пластикой. В детском спектакле принятие образа овеществлено переодеванием, поэтому важно, чтобы костюм помогал дошкольникувыразить своё чувственное отношение к раскрытию образа героя спектакля.

Так же инсценируемые произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей. Богатые возможности для инсценировок представляют народные сказки, сюжет которых динамичен, диалоги героев, полно раскрывающие их характеры. Все это позволяет создать яркие образы, отразить жизнь близкую реальной.

Творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер. Чтобы ребенок мог представить себя на месте изображаемого героя, проникнуться его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ, педагогу обязательно нужно включать беседу. С детьми необходимо обсудить события, поступки, характеры действующих лиц в сочетании с поисками приема передачи образа.

В своей работе мы используем разные виды театра на занятиях как сюрпризный момент (пришел гость), а так же в театрализации на занятиях. Чтобы не пропал интерес к сказке, можно драматизировать ее по отдельным сценкам. Приобретенные знания и умения в играх — драматизациях помогут детям и дальше проявлять свое творчество [2] c. 119–120.

. C:\Users\User\Desktop\IvEDKp6hqag.jpg C:\Users\User\Desktop\H5T3J2-eOI4.jpg

Литература:

  1. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья» [Текст] / Автор-составитель О. Приходько. — М.: Инклюзион, 2018–99 с.
  2. Тураева, М. Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности / М. Б. Тураева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 119–120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6163/ (дата обращения: 16.02.2024).
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004а
  4. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М. 1991.
  5. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня». СПб., 2012.
  6. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л. Д. Кошелевой. М. 1985.
  7. Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие.- СПб: Детство-пресс, 2010.
Задать вопрос