Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии» с применением системы ТРИЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Саблина, Ю. Б. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии» с применением системы ТРИЗ / Ю. Б. Саблина, Е. В. Гриценко, Н. Л. Головнёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9008/ (дата обращения: 03.05.2024).



Интеграция областей:

— Познавательное развитие

— Речевое развитие

— Социально-коммуникативное развитие

Цель : закрепить знания детей о различных профессиях, познакомить с древними профессиями.

Задачи : расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям

Познавательное развитие:

Познакомить детей с несколькими видами древних профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека, уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии строителя, врача, инспектора ДПС, повара, пожарного, парикмахера.

Речевое развитие:

Способствовать развитию связной речи, памяти, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.

Социально-коммуникативное развитие:

Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий

Методы и приемы:

— словесные

— практические

— наглядные

Материалы и оборудование:

проектор, экран для показа презентации,кольца Луллия, состоящие из трех кругов, картинки с изображением предметов, обозначающих ту или иную профессию, ребенок в костюме Незнайки.

Предварительная работа: чтение стихотворения Маяковского «Кем быть», настольная игра с кольцами Луллия «Профессии», сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта», «Школа», физкультминутка.

Ход занятия

Приветствие:

Здравствуй, небо! (руки поднять вверх)

Здравствуй, солнце! (руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля! (опустить руки вниз)

Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель

— Ребята, сегодня к нам в гости спешит сказочный персонаж. Я загадаю вам загадку, слушайте внимательно и вы узнаете, кто это.

В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки

Он глупышка и зазнайка

А зовут его Незнайка.

— Да, ребята, верно, к нам в гости спешит Незнайка (заходит ребенок из подготовительной группы в костюме Незнайки)

—Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Я никак не могу определиться, кем мне стать, когда вырасту. Прошу у вас совета.

Воспитатель

— Ребята, поможем Незнайке?

— А как мы можем помочь Незнайке? (ответы детей)

— Да, ребята, мы постараемся рассказать Незнайке, какие бывают профессии и для чего они необходимы.

— А теперь давайте подумаем и постараемся ответить, что такое профессия? Воспитатель выслушивает мнения детей. Затем уточняет:

Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день, которое полезно для других людей. Предлагаю вам вспомнить ребята, какие бывают профессии. Садимся поудобнее. Сейчас я загадаю вам загадки о той профессии, которая появится на экране, а вы вместе с Незнайкой постарайтесь их отгадать.

Кирпичи кладет он в ряд

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом наш выстроит (строитель)- 1 слайд

Кто движеньем управляет

Кто машины пропускает

На широкой мостовой

Машет жезлом (постовой, инспектор ДПС)- 2 слайд

Кто пропишет витамины

Кто излечит от ангины

На прививках ты не плач

Как лечиться, знает(врач)- 3 слайд

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты

Все завтраки, обеды (повар)- 4 слайд

С огнем бороться мы должны

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы (пожарные)-5 слайд

Она делает прически,

Подстригает челки,

Фены, ножницы, расчески

У нее на полке (парикмахер)-6 слайд

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает (продавец)- 7 слайд

Громко прозвенел звонок

В классе начался урок

Знает школьник и родитель-

Проведет урок (учитель)-8 слайд

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

— А теперь, расскажите Незнайке, кем работают ваши родители (воспитатель вместе с Незнайкой выслушивает рассказы детей)

Незнайка благодарит детей за интересные рассказы о том, кем работают их родители.

Физкультминутка

Много профессий на свете у нас (руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)

О них поговорим сейчас (развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет (движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот (мешает поварешкой)

Дальнобойщик за рулем

Рулит важно день за днем (крутят руль)

Адвокат нас защищает (положить две руки на грудь)

Продавец нам продает (вытянуть две руки вперед)

Воспитатель

Ребята, сегодня я хочу вам и Незнайке рассказать, как назывались некоторые профессии давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете.

Как вы думаете, что эта за профессия — цирюльник?

Цирюльник — это парикмахер, он занимался стрижкой, бритьем бороды.

Еще раньше была профессия, которая называлась лекарь.

Как вы думаете, кто это?

Правильно, это профессия врача, лекарь от слова — лечить. Лекарь лечил людей, выписывал микстуры(лекарства)

А еще раньше была профессия — будильщик. Человек будильщик будил людей на работу при помощи длинных палок, которыми он стучал в окна. Кроме длинных палок использовались мягкие молотки, трещетки.

Была раньше и такая профессия, как ямщик. Ямщик занимался грузовыми и пассажирскими перевозками. В наше время людей этой профессии называют таксист, грузоперевозчик.

—А сейчас ребята, я предлагаю вам встать и подойти к столу(на столе круги Луллия)

На верхнем круге картинка с человеком определенной профессии. На втором и третьем круге инвентарь, принадлежащий определенной профессии (например, картинка врача в колпаке на первом круге; на втором — аппарат для измерения давления; на третьем круге — таблетки)

Парикмахер — ножницы — фен

Строитель-кирпич — подъемный кран

Инспектор ДПС — жезл — пешеходный переход

Повар-кастрюля — столовые приборы

— Ребята, расскажите Незнайке, что это за круг, как он называется?

— Все верно. Это кольца Луллия.

— Предлагаю вам поиграть в игру «Профессии»

— Подходи, Незнайка, поближе, ребята научат тебя играть в интересную игру при помощи колец Луллия

Необходимо раскрутить круг так, чтобы картинки совпали, рассказать, как называется профессия, как используются предметы(воспитатель напоминает детям, что рассказывать нужно полным предложением, помогает наводящими вопросами в построении предложений)

— Молодцы, ребята! Вы, наверное, уже определились, кем хотите стать, когда вырастите, и Незнайка тоже.

ИГРА ПАНТОМИМА Кто есть кто

— Ребята, предлагаю вам загадать любую профессию и постараться изобразить ее при помощи движений. Каждый ребенок по — очереди старается изобразить, задуманную профессию, остальные дети отгадывают. Например (шофер рулит, парикмахер стрижет и т. д)

Рефлексия:

Ребята, как называется дело, которым человек занимается каждый день, которое полезно для других людей?

— Кто такой цирюльник?

— Как называлась профессия человека, который будил человека при помощи длинных палок?

— Как раньше называлась профессия врача?

— Кто такой ямщик?

— А теперь попробуйте закончить:

— Мне понравилось…

— Меня удивило…

— Мне захотелось…

— Теперь я могу…

— Я узнала…

— Было интересно…

— Молодцы, ребята. Давайте спросим у Незнайки, смогли ли мы помочь ему определиться с будущей профессией?

Незнайка благодарит детей и прощается с ними.

Литература:

  1. Загадки для детей о профессиях. — Текст : электронный // MiloLiza : [сайт]. — URL: https://www.miloliza.com/94-zagadki-dlya-detej/3204-zagadki-o-professiyakh (дата обращения: 20.02.2024).
Задать вопрос