Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 13.02.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Ометова, Н. А. Театрализованная игра как средство развития речи у детей младшего возраста / Н. А. Ометова, Г. С. Донских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8992/ (дата обращения: 18.05.2024).



Рассмотрены проблемы развития речи у младших дошкольников, в том числе в ясельной группе. Показана интеграция образовательных областей, обеспечивающая целостность и системность педагогического процесса. Доказано, театрализованная игра как средство развития речи дает качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Ключевые слова: дошкольники, театрализованная игра, речь, музыка, развитие.

Актуальность обсуждаемой темы обоснована проблемой развития речи у дошкольников и теми сложными нарушениями речевого развития, которое встречается даже у детей старшей и подготовительной групп. В связи с чем возникает необходимость ранней профилактики речевых нарушений и целенаправленного развития речи у дошкольников в условиях детского сада.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — ФОП ДО) ориентирована на решение основных задач образовательной деятельности речевого развития младших дошкольников:

– формирование словаря (активация к пониманию речи и словаря, имитация действий людей, умение использовать новые слова в речи и др.);

– формирование звуковой культуры речи (упражнения детей в правильном произношении гласных и согласных звуков и звукоподражаний);

– развитие грамматического строя речи (развивать умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, строить предложения составлять из 3–4 слов);

– развитие связной речи (развивать умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы, заучивать двустишья и др.);

– развивать интерес к художественной литературе (учить воспринимать небольшие по объему двустишья и четверостишья, потешки, сказки и рассказы и др.) [3].

Степень разработанности проблемы

Педагогами И. Г. Вильбергер и О. В. Пановой разработана и реализована Модель развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности. Показано взаимодействие педагогов в детском саду, которое осуществляется в соответствии с созданными специальными педагогическими условиями для развития речи у дошкольников. Авторы провели анализ и доказали эффективность театрализованной деятельности и сказкотерапии в речевом развитии ребенка [1].

Ю. А. Покрышкина, И. В. Мешкова считают, что «…содержание театрализованной деятельности наполнено знакомыми детям сказками и разыгрывается каждым ребенком в индивидуальной форме». Это позволяет детям свободно взаимодействовать друг с другом, помогает в установлении контактов и развитии их коммуникативных умений [2].

И. В. Лесняк разработала и внедрила в образовательный процесс детского сада Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников на основе театрализованной деятельности. Автором доказано, что взаимодействие детей в театрализованных играх, спектаклях, праздниках — это наилучший способ развития коммуникативных навыков на основе использования речи и языка.

Вопросам влияния театрализованной деятельности на речевое развитие детей посвящены работы М. А. Алексеевой, Л. В. Артемовой, Я. Н. Мениождиновой, С. Н. Мухиной, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.

На основе анализа литературы была сформулирована цель исследования — использование театрализованных игр как средства развития речи у детей младшего возраста.

Решались задачи:

– подборка театрализованных игр для детей младшего дошкольного возраста;

– создание условий для проведения театрализованных игр с младшими дошкольниками;

– в соответствии с требованиями ФОП ДО добиться следующих результатов:

а) ребенок стремится к общению со взрослыми и другими детьми, реагирует на их настроение;

б) ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из четырех слов и более, включенные в общение и может обращаться с просьбами;

в) ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы из стихов и сказок;

г) ребенок рассказывает, что изображено на картинках.

Для решения поставленных задач были подготовлены следующие театрализованные игры:

– игры в кукольный настольный театр, ориентированный на младших дошкольников;

– игры- драматизации («Курочка ряба», «Лиса и Заяц», «Кот и Петух», т. е. такие сказки, где два — три действующих лица);

– игры- представления (Новогодние праздники, патриотические праздники и др.);

– фольклорные игры — сказки с чаепитием (ряженные чаепития, праздники).

Этапы речевого развития у младших школьников можно отобразить следующим образом.

Этапы речевого развития у дошкольников младшего возраста

Рис. 1. Этапы речевого развития у дошкольников младшего возраста

Театрализованная игра в младшем дошкольном возрасте способствует развитию когнитивных процессов и расширяет знания детей об окружающем мире. Активизируется и пополняется словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуются навыки связной речи, темп и выразительность речи. Например, театрализованная игра «Кот и мыши». На роль мышки выбирается ребенок, на него одевают костюм, сажают на стул, и он говорит следующие слова:

«Я — красивый серый кот,

У меня пушистый хвост,

Мышек очень я люблю,

Их ловлю, ловлю, ловлю…»

Кот делает вид, что спит, а «мышки» сидят в своем домике и поют ему песенку: «Котик серый, спи, усни». Как только «кот» уснет, «мышки» тихо идут к домику «кота», двигаться они должны в ритм играющей музыки. Неожиданно воспитатель звонит в колокольчик, «кот» просыпается и начинает ловить «мышей». «Мыши» стараются убежать в свой домик, убежать от «кота». Далее роли могут меняться.

Дети с удовольствием играют в театрализованные подвижные игры, где обязательно присутствует реквизит и костюмы. Проводя оценку развития речи, было отмечено, что театрализованная игра, является эффективным средством развития речи младших дошкольников в процессе осмысления ими текста литературного произведения и участия в игре.

Театрализованные игры развивают эмоциональный интеллект ребенка, а речь развивается наиболее успешно, если она эмоционально окрашена. Театрализованные игры развивают чувство партнерства и формируют коммуникативные навыки.

Вывод: в театрализованных играх есть сюжетный замысел, и ролевые действия, требующие речевого участия и эмоциональной включенности, что, несомненно, развивает речь младших дошкольников.

Литература:

  1. Вильбергер, И. Г. Театрализованная деятельность и сказкотерапия как средство развития и становления речи дошкольников / И. Г. Вильбергер, О. В. Панова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 5–7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8074/ (дата обращения: 09.02.2024).
  2. Покрышкина, Ю. А. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста / Ю. А. Покрышкина, И. В. Мешкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 221–223. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67285/ (дата обращения: 09.02.2024).
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
Задать вопрос