Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Устинова, Ю. Е. Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада / Ю. Е. Устинова, О. И. Курбанова, Т. А. Сенченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8967/ (дата обращения: 18.05.2024).



Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии .

Ключевые слова: логопедия, дошкольники, речь, коррекция, развитие, воспитатель.

Описание актуальности темы исследования. Впериоддошкольного детства в семье, а также близкие люди ребенка часто не придают значения особенностям его речевого развития, считая их индивидуальными вариантами нормы (в семье у кого-то были нарушения речи и сами исправились). Осознание того, что проблемы есть, и в пять лет ребенок не выговаривает «Л», у ребенка в речи происходит эпизодическая замена, вариативность в произношении одного и того же звука, ребенок не воспринимает звуки на слух, не способен установить их последовательность и вычленить в словах, происходит с опозданием. С такими нарушениями, ребенок, поступивший в первый класс, начинает испытывать трудности в овладении чтением и письмом, с трудом осваивает школьную программу. Родители начинают бить тревогу, но время бывает упущенным. В настоящее время многие ученые в области психолингвистики, логопедии, педагогики и психологии наблюдают общее снижение речевых возможностей и языковых способностей у детей. Процессы формирования речевых навыков, коммуникативных умений, сформированность лексико-грамматической стороны речи у многих детей происходит с опозданием или оказывается нарушенным.

Степень разработанности проблемы

Цель исследования С. В. Волковой определить и систематизировать феноменологию фонематических нарушений у старших дошкольников на основе интеграции данных логопедической и нейропсихологической диагностики. Автором описаны различные варианты фонематических нарушений у дошкольников при афазии [3].

Педагог Е. И. Асеева разработала технологическую модель развития речи у дошкольников. Для развития речи дошкольников подобраны и обоснованы педагогические технологии, определены содержание, средства и приемы [1].

По мнению Е. М. Беспаленко развитие речи дошкольников опираясь на внутрисистемные связи — важный аспект, так как «…речь является средством, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром». Значимость исследования Е. М. Беспаленко — в создании условий диагностирования личностных качеств человека при изучении речевого поведения, что относится к психолингвистике [2].

Анализ учебников по логопедии определяет внутрисистемные связи с педагогикой, логопедической ритмикой, психологией, сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой. Основой логопедии является учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учение о динамической локализации психических функций (П. К. Анохина, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Большое внимание отводится психолингвистике и психологии мышления и речи.

Цель нашего исследования — рассмотреть возможность и подтвердить эффективность использования внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи у дошкольников в условиях детского сада.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» города Воронежа.

Для комплексного подхода разработана система коррекции и развития речи дошкольников с учетом внутрисистемных связей. Также была разработана дорожная карта для каждого ребенка, нуждающегося в логопедической помощи.

Внутрисистемные связи логопедии при проведении коррекции и развитии речи дошкольников

Рис. 1. Внутрисистемные связи логопедии при проведении коррекции и развитии речи дошкольников

Успех в реализации конкретных задач, поставленных в дорожной карте, зависит от наличия у педагогов (воспитателей), логопеда, педагога-психолога, дефектолога, профессиональных знаний и навыков, ориентации в современных достижениях смежных с логопедией наук. Профессиональная компетентность педагогического коллектива, работающего с детьми, включает знание Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегии развития воспитания, а также программ и пособий по логопедии, психологии, дефектологии.

Первостепенное значение для эффективности работы по коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда. Однако, если работу не проводить в системе, высоких результатов можно не добиться.

Воспитателями используются следующие сенсомоторные занятия, направленные на развитие речи:

— подвижные со специально заданной траекторией выполнения и движениями;

— игры, улучшающие межполушарное взаимодействие (выкладывание узоров, распределение на ковре и др.);

— игра «Центр для развития сенсомоторных навыков» и др.

Логопедические игры: «Корабельные состязания» (дыхательные упражнения», «Золушка» (развитие мелкой мускулатуры пальцев рук), изготовление картин из природного материала и крупы, проговаривание поговорок, пословиц, заучивание стихов с расстановкой логических ударений и др.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития речи с разницей 6 месяцев (4-балльная система)

Методики

Внимание

Движения

Речь

0

1 м

0

1 м

0

1 м

«Кто в тереме живет?»

2,56

3, 43

2,07

3,04

2,53

3,02

Сортер «Строительство»

3,09

3,58

2,65

3,16

3,21

3,46

«Слышу, вижу, говорю»

3,32

3,54

2,51

2,77

3,65

3,82

Проведенный анализ нулевых и первых мониторингов, проходящих с разницей в 6 месяцев, показал разницу в показателях. Отмечено, что синхронности в движениях дети с нарушением речи достигают позже, чем дети, не имеющие речевых патологий.

Таким образом, правильная речь является одной из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социализации и самоактуализации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить с учетом внутрисистемных логопедических связей, что даст более качественный результат.

Литература:

  1. Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13–15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 02.02.2024).
  2. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.02.2024).
  3. Волкова С. В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения. Дисс...канд. пед. наук. — Москва, 2017, — 162 с.
Задать вопрос