Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Шкаева, Л. Г. Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития / Л. Г. Шкаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8959/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается актуальная проблема профилактики школьной дезадаптации у дошкольников с задержкой психического развития.Внастоящее время у выпускников детского сада нередко возникают трудности в период обучения в начальной школе, связанные с неразвитостью некоторых компонентов школьной готовности, а детский сад совместно с родителями могут предупредить их появление и развитие, при необходимости скорректировать какие-то качества и процессы.

Ключевые слова: задержка психического развития, школьная дезадаптация, эмоционально-волевая сфера, высшие психические функции.

Переход ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу сопровождается рядом изменений в его жизни. Меняется сам образ жизни, распорядок дня, изменяются требования к ребёнку от родителей, добавляются требования от учителей. На этом этапе психика ребёнка испытывает определённую нагрузку.

Школьная дезадаптация — это психическое состояние ребенка, проявляющееся проблемами с дисциплиной, усвоением знаний, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Вариантов проявления дезадаптации много, как и причин. Но в основе дезадаптации лежит невозможность ребенка принять новую роль и новую ситуацию развития, то есть приспособится к школьной среде. Как следствие, у школьника возникают проблемы с усвоением школьного материала, низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Дети с ОВЗ (а именно — с задержкой психического развития) составляют группу риска, подверженную школьной дезадаптации.

Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими особые возможности здоровья, сталкиваюсь с проблемой качественной подготовки дошкольников к переходу на новую ступень образования, через коррекцию недостатков в развитии, профилактику возникновения вторичных нарушений, всестороннее развитие личности.

Развитие эмоционально-волевой сферы и профилактика школьной дезадаптации детей дошкольного возраста — важнейшая задача педагога-психолога ДОО, особенно в группе воспитанников с задержкой психического развития, где воспитываются ребята с различными особенностями развития.

В сфере деятельности и общения к главным составляющим к готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок к учебной деятельности, когда ребёнок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознаёт способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого.

Проблема профилактики школьной дезадаптации затрагивает всех участников образовательного процесса, поэтому были использованы различные формы взаимодействия:

— работа педагога-психолога с родителями;

— работа с педагогами;

— работа по профилактике школьной дезадаптации с дошкольниками.

Работа с родителями.

Главным в процессе воспитания детей с ЗПР является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. Заключение «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.

Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?».

В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Одной из основных задач педагога-психолога является обучение родителей детей с ЗПР тому, как и чему учить ребёнка дома. Главное — родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный). Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.

При взаимодействии с семьями воспитанников использовались такие формы работы, как родительские собрания: «Ребёнок с ОВЗ. Понять и воспитать», «Коррекция страхов при помощи игры», «Игра-ведущая деятельность дошкольника. Учимся играть по правилам».

В папках-передвижках пополнялся материал для родителей: «Терапевтическая сказка для ребёнка», «Сверхподвижный ребенок», «Агрессивный ребенок», «Готовность к школе», «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей», Бытовой труд как средство формирования самостоятельности ребёнка», «Расширяем кругозор», «Капризы и упрямство», «Расскажу о школе».

Были проведены индивидуальные консультации по результатам диагностики ЭВС и ВПФ, подбор маршрута сопровождения ребёнка, мини-тренинги с родителями и детьми: «Ребёнок с ОВЗ. Понять и воспитать», «Учимся понимать друг друга» (тренинг в 2 занятия), «Играем и соблюдаем правила» (мини-тренинг с родителями и детьми)».

Результатом данной работы с родителями стало успешное вовлечение их в образовательный процесс, домашнее обучение детей играм по правилам (ходилки, шашки, шахматы и др. игры), приобщение детей к домашнему труду (уход за цветами и животными, сервировка стола, вытирание пыли, мытьё и стирка игрушек и т. д.), и, как и прогнозировалось — это способствовало развитию самоконтроля и произвольности поведения, волевых качеств, улучшило детско-родительские отношения.

Работа с педагогами.

Педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

Совместно с педагогами были составлены маршруты сопровождения детей с ОВЗ, совместная работа была направлена на снижение аутистических проявлений, тревожности и негативизма, развитие коммуникативных навыков, овладение культурно-гигиеническими навыками, формирования навыков труда посредством игровой деятельности.

Были проведены консультации: «Трудовая деятельность дошкольников», «Развиваем ребенка вместе», «Кризисы дошкольного детства и их профилактика», «Игры по правилам как средство развития самоконтроля дошкольника», «Психологическая готовность к школе», «Игра — ведущая деятельность дошкольника», «Метод активного слушания» и т. д.

Педагогами была разработана и использована программа для развития трудовой деятельности в группе, развитию игровых навыков. Особое внимание уделялось играм по правилам.

В результате педагоги, расширяя свои знания, изучая опыт коллег, повышают свое профессиональное мастерство. Имеют необходимый набор знаний, методов и средств работы с дошкольниками с особенности в развитии. Эффективно проводят работу по профилактике школьной дезадаптации выпускников ДОО.

Работа с детьми .

Многие трудности школьной адаптации детей с задержкой психического развития обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Поэтому выбрала как основные направления при психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития считаю следующие:

— смягчение эмоционального дискомфорта;

— повышение активности и самостоятельности;

— устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

С этой целью мной была разработана и использована картотека игр с дошкольниками, способствующая развитию произвольности поведения, коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и игровых форм взаимодействия. Игры из картотеки использовались в индивидуальной работе воспитателя с детьми по рекомендации педагога-психолога. В результате использования игр из картотеки у детей наблюдались положительные изменения в поведении, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Был разработан макет взаимодействия педагога-психолога с детьми ЗПР. В данном макете использованы все направления работы педагога-психолога с детьми ЗПР, учтены все особенности:

  1. детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
  2. они нуждаются в большом количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому многие игры ежедневно повторяются, тем самым ребятам предоставляется возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях.
  3. интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Поэтому задания дробятся поэтапно и усложняются постепенно.
  4. любое проявление искреннего интереса к персонажу, игре ценится мною особо высоко, так как отражает одним из немногих источником чувств, необходимым для формирования у ребёнка позитивного восприятия себя и других.

Данная модель представляет собой пластичный комплекс занятий и упражнений, направленный на повышение познавательного интереса, формирования произвольных форм поведения и навыков общения, развития психологических основ к учебной деятельности. При выстраивании данной тактики коррекции и использовании универсального макета игровой деятельности учитывается зона ближайшего развития каждого ребёнка группы.

Результатом использования данного подхода в группе ЗПР явилось формирование благоприятного эмоционального климата, сплочение группы, минимализация аутистических проявлений у ребят, снижение тревожности и агрессивности, успешное овладение детьми навыками общения и игровых форм взаимодействия не только с педагогом — психологом, но и с родителями, одногруппниками, педагогами (воспитателем, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором ФК), а вследствие этого — более успешным овладением АОП ДО. У ребят с ЗПР сформировалось положительное отношение к труду, умение действовать по правилам и лучше понимать игровую задачу. Как следствие дети — выпускники успешно адаптировались в начальной школе, родители были готовы к трудностям и информированы о способах преодоления этих трудностей.

Литература:

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2005.
  3. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Шпак Л. Л. Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни // «Социологические исследования». — 2011. — № 3. — С. 50–55.
Задать вопрос