Особенности организации образовательной среды в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 04.02.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Алюшина, И. В. Особенности организации образовательной среды в детском саду / И. В. Алюшина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8956/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена особенностям организации образовательной среды в детском саду. Образовательная среда детского сада определена как открытая, живая система, которая находится в постоянной динамике и меняется в зависимости от взросления ребенка, и тем самым помогая ему осваивать все необходимые возрастные задачи. В статье рассмотрены основные принципы построения образовательной среды, основные свойства, структура.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, предметно-пространственная среда, содержание дошкольного образования.

В современной системе образования Российской Федерации все более высокие требования предъявляются к дошкольному образованию. Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступившим в силу 29.12.2012, дошкольное образование признано первой ступенью системы образования, и основывается на социальном заказе на выпускника детского сада.

Регламентируется дошкольное образование на основе Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых предъявлены ключевые требования к организации и реализации дошкольного образования. Одним из ключевых требований ФГОС ДО является проблема организации образовательной среды детского сада.

В различных исследованиях ученые (Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Н. Б. Крылова, В. А. Ясвин и т. д.) рассматривают образовательную среду, как ключевой компонент результативности и качества образования.

Согласно ФГОС ДО образовательная среда детского сада направлена, в первую очередь, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Попытки рассмотреть социальную среду как воспитательный фактор предпринимались еще Л. С. Выготским в 20-е годы XX в. Под социальной средой ученый понимал совокупность человеческих отношений.

В словаре С. И. Ожегова термин «среда» определяется как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий», в педагогических исследованиях данное понятие употребляется как «образовательная среда».

Образовательная среда объединяет в себе свойства природной, культурной и духовных сред. В обобщенном представлении под образовательной средой можно понимать совокупность условий, определяющих развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. Л. И. Новикова в своих исследованиях рассматривает ключевой момент в организации «образовательной среде» взаимодействие субъекта с данной средой. Г. Ю. Беляев в своих работах проводит анализ психолого-педагогических исследований и выделяет сущностные характеристики образовательной среды с точки зрения различны ученых: исключительная пластичность (Л. С. Выготский), событийность (В. И. Слободчиков), культуросообразость (Н. Б. Крылова), системность (В. А. Ясвин) и др.

Применительно к образовательной организации Ю. Н. Кулюткин и С. В. Тарасов рассматривают образовательную среду как совокупность неких условий, способствующих реализации образовательной деятельности.

В. А. Ясвин рассматривает образовательную среду как определенную общность влияний, условий и возможностей формирования личности. При этом под возможностями ученый понимает некое единство свойств образовательной среды и самого обучающегося. Им же были выделены формальные параметры образовательной среды: широта, интенсивность, степень осознаваемости, устойчивость, эмоциональность, обобщенность, доминантность, активность, мобильность, модальность и когерентность.

Анализ различных исследований образовательной среды показывает, что какой бы качественно организованной не была образовательная среда, это не является фактором эффективности образовательного процесса.

В своих исследованиях Н. Ф. Реймерс выделил гомологичные признаки образовательной среды, характеристика которых в дальнейшем была использована З. И. Тюмасевой при определении системных основ среды образовательной организации. Ученый выделил следующие принципы построения образовательной среды.

  1. Принцип образовательной дополнительности, заключающийся в том, что никакая подсистема образовательной единой среды не может выполнять комплексные образовательные функции самостоятельно. Это возможно лишь при условии взаимодействия всех внутренних подсистем.
  2. Принцип образовательной конгруэнтности утверждает значимость каждой подсистемы образовательной среды. Данные принцип является своеобразным дополнением выше обозначенного принципа построения образовательной среды.
  3. Принцип формирования образовательной среды позволяет нам говорить об устойчивости как необходимом качестве образовательной среды. Устойчивость возможна лишь в условиях сбалансированности подсистем.
  4. Принцип образовательной коррекции говорит о том, что все подсистемы должны функционально соответствовать друг другу. А это позволяет говорить о том, что в случае выпадения хотя бы одного элемента (подсистемы) происходит нарушение баланса всей образовательной среды, и как следствие изменение ее функциональной целостности.
  5. Принцип устойчивости развития образовательной среды — устойчивость образовательной среды во многом определяется положением среды в иерархии образовательных сред, а также степенью взаимодействиях и взаимосвязи ее ключевых элементов и подсистем.

Рассматривая образовательную среду детского сада следует учитывать ее основные свойства:

— гибкость, т. е. способность образовательной системы перестраиваться в соответствии с меняющимися потребностями окружающей среды, общества, личности;

— непрерывность, т. е. организация преемственности и взаимодействия всех элементов образовательной среды;

— вариативность, т. е. возможность изменения образовательной среды в соответствии с требованиями, которые предъявляются обществом и государством к дошкольному образованию;

— интегрированность, т. е. обеспечение качественного решения воспитательных задач, на основе взаимодействия всех входящих в образовательную среду структур;

— открытость, в образовательной среде предусматривается возможность широкого участия всех субъектов образования в управлении образовательным процессом, а также демократизацию форм воспитания и обучения.

В. А. Ясвин предлагает структурную модель образовательной среды, содержащую три компонента: пространственно-предметный, социальный, психодидактический.

  1. Пространственно-предметный компонент — это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки. Данный компонент представлен образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др
  2. Социальный компонент — определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. В содержание данного компонента входит — согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
  3. Психодидактический компонент — содержание образовательного процесса, осваиваемые способы деятельности, организация обучения. Особенностью этого компонента является система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Одним из ведущих элементов, входящих в состав образовательной среды детского сада, является развивающая образовательная предметно-пространственная среда организации, представленная образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др. Развивающая предметно-пространственная среда выступает частью образовательной среды, представленной специально организованным пространством. При его создании важно учитывать не только возрастные и личностные особенности группы, но и дизайнерское, и эргономическое решение среды образовательной организации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы психолого-педагогические требования, которые необходимо учитывать при формировании развивающей предметно-пространственной среды. К ним относятся полифункциональность, трансформируемость, доступность, безопасность, вариативность, содержательная насыщенность.

Следующим элементом образовательной среды дошкольного образования является коммуникация между всеми участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями). Эффективность данного компонента обеспечивается высоким профессионализмом педагогического коллектива, его готовностью к проявлению коммуникативной компетенции, к творческой и инновационной деятельности. Комфортной средой проявления качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, является модель образования личностно-ориентированного типа. Личностно-ориентированная модель взаимодействия позволяет успешно формировать субъектную позицию каждого участника образовательного процесса.

Важнейшим фактором образовательного процесса является взаимодействие педагог-родитель. Родитель не только выступает заказчиком образовательной услуги, но также несет в себе значительный педагогический ресурс, так как дополняет процесс обучения в ДОО положительным опытом семейного воспитания.

Рассматривая вопрос о содержании дошкольного образования Закон «Об образовании РФ» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний.

В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.

Содержание дошкольного образования определяется:

— Федеральными государственными образовательными стандартами;

— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;

— возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, образовательная среда детского сада должна быть открытой, живой системой, которая находится в постоянной динамике и меняется в зависимости от взросления ребенка, и тем самым помогая ему осваивать все необходимые возрастные задачи.

Литература:

  1. Махова Н. А. Моделирование предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / Н. А. Махова, Н. А. Никитина. Белгород, 2017. — 167 с.
  2. Махова Н. А. Моделирование предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / Н. А. Махова, Н. А. Никитина. Белгород, 2017. — 167 с.
  3. Новоселова С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Новоселова, Л. Н. Павлова. 2-е изд. М.: Айресс Пресс, 2007. — 480 с.
  4. Шишова Е. О. Структурно-функциональная модель образовательной среды дошкольного детства // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-obrazovatelnoy-sredy-doshkolnogo-detstva
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с

Ключевые слова

образовательная среда, среда, предметно-пространственная среда, содержание дошкольного образования
Задать вопрос