Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 27.01.2024

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, Е. В. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Е. В. Зайцева, Е. Е. Есакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8940/ (дата обращения: 17.05.2024).



Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольники, речь, коммуникативные навыки, нарушения речи, коррекция.

Введение. Актуальность темы исследования обоснована требованиями Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), в которой предусмотрено создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до школы, обеспечивающего равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе с учетом индивидуального здоровья.

Степень разработанности проблемы

По мнению Е. Г. Федосеевой коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи характеризуются специфическими особенностями, обусловленными ограниченностью речевых средств и несформированностью форм общения. Эффективность формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обеспечивается в процессе коррекционного воздействия и использования комплекса специальных упражнений, направленных на формирование коммуникативных компетенций и развитие речевых и неречевых средств общения [2].

Результаты исследования О. С. Павловой основаны на методологическом подходе к формированию общения дошкольников с общим недоразвитием речи. Автор описывает психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР, коррекционно-развивающие методы и развитие эмоционального интеллекта, влияющего на поведение детей [1].

Согласно научным исследованиям отечественных психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает — это одно из основных условий развития ребенка и фактора формирования личности. В связи с этим, коммуникативные навыки — это неотъемлемая часть деятельности человека.

На основании изучения теоретического аспекта формирования коммуникативных навыков у дошкольников с различными речевыми нарушениями была сформулирована цель исследования — создание психолого-педагогических условий в дошкольной организации для развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Объект исследования — коммуникативная деятельность дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования — коррекционные и психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у дошкольников с ТНР.

Решались задачи :

— анализ научной и научно-практической литературы по проблеме исследования;

— поиск практических и теоретических основ развития коммуникативных навыков в образовательной деятельности у детей с ТНР;

— поиск методик для развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ТНР;

— подбор методических разработок для коррекции речевого поведения у дошкольников с ТНР;

— проведение сравнительного анализа сформированности коммуникативных компетенций у дошкольников с ТНР.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад № 192» города Воронежа. Исследование проходило в 2022–2023 году. В качестве методов исследования уровня развития коммуникативных навыков использовались игры: подвижная игра «Покупаем краски»; дидактическая игра «Цветок настроений»; социально-ролевые игры «Маскарад», «Супермаркет».

Результаты и их обсуждение

Коррекционные и психолого-педагогические условия, направленные на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ТНР:

— изучение коммуникативного потенциала дошкольников;

— изучение особенностей нервной системы и способов взаимодействия в группе детей;

— изучение мыслительных способностей, так как наглядно-действенное мышление невозможно без опоры на речь;

— делать опору на ключевые коммуникативные навыки (умение слушать, использовать речь, использовать невербальную коммуникацию, эмпатию, эмоциональный интеллект);

— осуществление психолого-педагогического сопровождения в рамках Концепции развития психологической службы в образовании;

— разработка дополнительной образовательной программы развития и коррекции речи у дошкольников;

— подбор и использование социально-коммуникативных игр, выполняющих следующие функции: социализации; межличностной коммуникации; самореализации ребенка в игре.

В воспитательно-образовательном процессе использовались следующие коммуникативные игры: «Путинка», «Паровозик», «Медведица и медвежонок», «Хромая уточка», «Театр теней», «Пальчиковый театр». Большую роль в развитии коммуникативных навыков детей с ТНР играют театрализованные праздники и представления, когда детям предоставляется возможность наравне со всеми показать свои способности в художественно-эстетическом развитии.

Один раз в три месяца проводится мониторинг, позволяющий оценить исправление речи и уровень коммуникативных навыков.

При проведении мониторинга использовались игры, а навыки оценивались по 3-балльной системе, где 1 балл — низкий уровень; 2 бала — средний уровень и 3 балла — высокий уровень.

Данные оформлены в таблицу и выглядят следующим образом.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня коммуникативных компетенций у дошкольников с ТНР

Название игры (методики)

2022–1 м

2023–1 м

2023–2 м

Дидактическая игра «Ищу друга»

1,17

1,65

2,03

Подвижная игра «Волк и зайцы»

1,25

2,01

2,45

Коммуникативная игра «Ветер дует на того, кто…»

1,77

2,83

2,99

Кукольный театр. Сказка «Теремок»

1,14

1,87

2,63

Данные, отраженные в таблице, показывают неоднозначные результаты. Результаты первого мониторинга у всех ниже, чем второго и третьего. Движение на улучшение наиболее качественное в коммуникативной игре.

Самый большой разрыв в сторону успешной коррекции и успешного развития при проведении театрализованной деятельности. Также отмечено, что теневой и пальчиковый театр наиболее эффективны, так как идет непосредственная социализация через установки и требования к действию. Слаженность — это важное средство для достижения успехов в проведении спектакля или театрализованной игры.

Труднее всего детям с ТНР даются дидактические игры. Игровая деятельность дошкольников в игре формализована, то есть имеются правила, система оценивания, предусмотрен порядок действий. Дети с ТНР не всегда соблюдают правила и не всегда соблюдают регламент.

Кроме того, при тяжелых нарушениях речи, отставания могут быть в развитии всех психических познавательных процессов, так как они взаимосвязаны.

Таким образом, для успешной реализации программы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ТНР необходимо создание специальных психолого-педагогических и социальных условий. Большую роль играет коллаборация педагогов и родителей (законных представителей) дошкольников.

Литература:

  1. Павлова, О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дисс…канд.пед.наук. Москва, — 1999, — 190 с.
  2. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дисс…канд.пед.наук. Москва, — 1999, — 191 с.
Задать вопрос