Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 25.01.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лабутина, Н. С. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста / Н. С. Лабутина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8937/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор делится опытом по организации экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: окружающий мир, формирование, отношение.

Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Эмоционально — чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности. Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Процесс формирования отношения — сложный процесс. Трудности связаны в первую очередь с тем, что это скрытый процесс. Пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате.

Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо решение следующих задач:

— уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

— формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений;

— развитие гуманного эмоционально — доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

— развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Знакомство с окружающим миром должно быть последовательное и систематическое. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в группе, на территории детского сада. Занятия должны быть построены в форме бесед на темы природы. Эти беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по — новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения, просмотр тематических иллюстраций.

Особое внимание следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовывать тематические выставки, походы на ближайшие природные объекты. Так же в работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать и региональный компонент (природу родного края, народные традиции).

Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было познавательным, бережным и созидательным.

В качестве примера хочу предложить систему работы, которая поможет детям узнать все о зимующих птицах, а самое главное вызывать желание помогать им. Зимние морозы всегда являются настоящей катастрофой для зимующих птиц. С наступлением холодов птицам становится очень трудно добывать и искать себе корм. Печальная статистика — только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время года и встречает весну. По моим наблюдениям, проходя мимо других детских садов, я с грустью отметила, что развешенные кормушки часто висят заброшенные и не пополненные. Скорее всего, педагоги дали задание эти кормушки вывесить, но не провели той работы, которая бы задела струны сострадания, переживания, соучастия и заботы. И все это вылилось в обычную формальность. С чего же начать? Конечно же следует объявить выставку, на которой будет обилие разных кормушек. Чтобы дети не забывали, что птиц нужно кормить каждый день. Можно придумать в группе коробку с названием «Помогите выжить птицам» и поставить ее на самое видное место, куда родители и дети будут приносить корм для птиц.

D:\гр Аленький цветочек 2020\СТАТЬИ группы\Статья Помогите выжить птицам\20-01-2024_20-25-37\1705771527624.jpg

Для птиц очень важна ежедневная подкормка. На выходных можно попросить сторожа покормить птиц. Можно использовать театральные действия, в которых будут участвовать разные персонажи, например синичка и медвежонок, которые будут вести диалог, задавать и отвечать на вопросы и т. д. это должно быть системно, организовывать такие встречи необходимо минимум два-три раза. Стараться включать записи пения птиц в группе, например после сон часа. Каждый день можно добавлять игры по типу «Съедобное — не съедобное» с мячом, только вы называете корм, а дети, если считают, что птицы его действительно любят, они ловят мяч и т. п. На прогулке каждый день необходимо проводить уборку кормушек и дополнять их кормом.

D:\гр Аленький цветочек 2020\СТАТЬИ группы\Статья Помогите выжить птицам\20-01-2024_20-25-37\1705771527634.jpg

Уважаемые коллеги! Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.

Литература:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008
  2. Гризик Т. И. Познаю мир — М.: 2001
  3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика — Синтез, 2008
  4. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». — М.: Мозаика — Синтез, 2016
  5. Соломенкова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2016
  6. Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
Задать вопрос