Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочка о Мухе — серебряном брюхе и коварном мошеннике Пауке» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Джумакаева, А. С. Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочка о Мухе — серебряном брюхе и коварном мошеннике Пауке» / А. С. Джумакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8919/ (дата обращения: 04.05.2024).



Конспект разработан в рамках реализации парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект составлен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

– Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

– Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

– Принцип непрерывности.

– Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

Тема занятия взята из перспективного плана по образовательной работе и взаимосвязана с предыдущими и последующими занятиями. Была проведена предварительная работа с детьми:

– Изучение первого блока программы «Труд- продукт»;

– Рассказывание сказок, чтение произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха»,

– Знакомство с профессиями сотрудников банка

– Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Ателье», изготовление карточек из картона.

Этапы занятия по длительности оптимальны. Все этапы занятия взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям занятия.

В начале занятия задается благоприятная атмосфера, используется игровая мотивация, благодаря которой детям дается возможность проявить свою творческую инициативу и отправится в путешествие по сказке.

Для того, чтобы вызвать интерес к занятию используется мотив знакомой, полюбившейся детям сказки «Муха -цокотуха». В ходе разбора сказки на новый лад, дети помогают Мухе не совершать финансовых ошибок, знакомятся новыми понятиями.

С помощь подготовленного для занятия раздаточного дидактического материала организовывается дидактическая игра «Покупаем товар», чтобы оценить уровень знаний детей о деньгах.

Все задания подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствуют развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, творчества).

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.

Задачи:

– формировать первоначальные экономические знания у детей;

– способствовать развитию экономического мышления;

– активизировать словарный запас дошкольников;

– расширять представление детей о профессиях, их роли и значимости в жизни человека;

– развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

– воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, правильное отношение к деньгам, экономность.

Словарная работа: определение понятий и введение в словарь дошкольников слов: «банк», «карта пластиковая», «копятся» «потребности», «профессия», «консультант», «реквизит», «товар», «цена», «коварный».

Предварительная работа:

Оборудование: шкатулка с зеркалом, магнитная доска, магниты, предметные картинки, предметы труда, монеты (по 5 штук на каждого ребёнка), кошельки (каждому ребёнку), карта пластиковая, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочные изделия, упаковки чая, предметы посуды и т. д. Музыкальное сопровождение.

Ход

Организационный момент

(Воспитатель с детьми стоят в кругу)

Воспитатель. Ребята, почему мы все любим сказки? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, в сказке можно встретиться с чудесами и волшебством, невероятными событиями и интересными героями.

Сегодня мы побываем с вами в сказке, но перед дорогой я предлагаю вам заглянуть вот в эту волшебную шкатулку. В ней вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, замечательного человека на свете. Улыбнитесь ему!

Упражнение на эмоции «Волшебное озеро»

Воспитатель. Кого вы увидели? (ответы детей)

Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное! Теперь и в сказку можно отправляться. (дети садятся на стулья)

Основная часть

А вот в какую сказку мы попадем, попробуйте, угадайте!

Послушайте внимательно, и вы обязательно узнаете.

В этой сказке — именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил. («Муха-Цокотуха»).

Воспитатель. Сказочная героиня вам знакома — это Муха-Цокотуха, кто автор произведения «Мухи-Цокотухи»? Но сегодня с ней приключилась совсем другая история...

Сегодня мы с вами услышим совсем новую, современную сказку и называется она «Сказочка о Мухе серебряном брюхе, денежке и коварном мошеннике Пауке»

( Музыка.Появляются персонаж Муха-серебряное брюхо с картой пластиковой)

Жила на свете Муха — серебряное брюхо,

Повсюду летала, но мало чего знала.

Случилось как-то на пути,

Мухе денежку найти.

Что же делать ей с рублем?

Деньги всегда кстати.

Может я еще найду или рубль потратить?

Воспитатель. Ребята, правильно ли думает Муха-серебряное брюхо? Как вы думаете, можно всё тратить сразу? (ответы детей). Тратить можно на то, что необходимо, без чего нельзя обойтись, называется потребности. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Мухе разобраться, что важно приобрести в первую очередь, и что можно купить потом.

Прилетела в гости к мухе бабушка пчела,

И вместе с медом советы принесла.

Ты мол муха в банк сходи у них помощь попроси.

В Банк полетела Муха-серебряное брюхо,

А в Банке много чего храниться и непременно пригодиться.

Воспитатель. Ребята, а что такое банк, и что там хранится?

Там Жуки- молодые мужики,

Да бабочки красавицы.

Стали мухе предлагать,

Как с рублем справиться.

Теперь у Мухи карта пластиковая,

На карте рубль лежит- как это классно!

Лежат на карте деньги, копятся,

А можно по карте что- то купить если, конечно, захочется.

Но однажды вдруг звонок:

Вам звонят из Банка!

Я, ПАУК…

Скажите мне

КАРТЫ вашей данные

Доверчивая Муха все циферки сказала,

И тут же с карты Мухи все денежки пропали.

Что же делать, как ей быть,

Пора комарику звонить.

Он банке первый консультант,

Помочь он мухе всегда рад.

Снова Муха в Банк летит,

Ей дали новый реквизит.

И карту новую вручают,

Вновь и вновь напоминают

Данные не разглашать!

Правила все соблюдать!

И коль деньги есть у Вас

Берегите ПУЩЕ глаз!

Сказочка на новый лад,

Пусть научит всех ребят.

Да и взрослым всем наука,

Чтобы деньги не «НЕ ПРОФУКАТЬ»

Вы не будьте просто МУХОЙ!

Воспитатель . Ребята, а как вы думаете, почему Муха нашла денежку? (ответы детей)

Верно, наверняка кто-то эту денежку потерял.

— А каким качествами должен обладать человек, чтобы не терять деньги? (ответы детей)

Аккуратность, внимательность, бережливость помогают людям сохранить свои деньги.

— Ребята, а что еще кроме человеческих качеств может помочь сохранить деньги?

—Где люди хранят свои деньги? (ответы детей)

Деньги можно хранить в кошельке, на карточке, сейфе, банке (счете) . Деньги, которые лежат в кошельке, и вы их можете взять в руки и пересчитать называются наличными, а деньги, которые лежат на карте, и вы их увидеть и потрогать не можете, называются безналичными.

— Ребята, какие деньги Муха нашла на поле наличные или безналичные? (ответы детей)

Правильно! Муха нашла наличные деньги.

— Дети, а кто помнит, что произошло дальше в современной сказке? (ответы детей)

А теперь я предлагаю размяться, подвигаться, а потом обсудим поведение Мухи.

Физминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

(машем руками-крылышками)

На лугу цветы считает.

(считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять.

(хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать!

(прыжки на месте)

За день, за два и за месяц…

(шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

(хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(считаем пальчиком) Г. Виеру

Воспитатель. — Отлично, попорхали, полетали, а теперь давайте вспомним что сделала со своим рублем Муха -Серебряное брюхо.

— Как вы думаете, Муха правильно сделала, что положила деньги на пластиковую карту. (ответы детей)

Для того, чтобы разобраться с этим давайте вспомним такие понятия

как «доход» , «расход» и «прибыль»

ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.

РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

ПРИБЫЛЬ — это разница между доходом и расходом.

— Теперь давайте вспомним, какой доход муха получила.

— Верно, Муха нашла денежку

— Какие расходы совершила Муха? (ответы детей)

Муха профукала все свои деньги из-за своей доверчивости. Продиктовала реквизиты своей карты незнакомому.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. А теперь мы отправимся в торговую лавку покупать необходимые товары для кафе. Что нам надо для того, чтобы купить товар? (ответы детей — кошелек с деньгами, карта пластиковая)

Дидактическая игра «Покупаем товар»

На прилавке лежат посуда, муляжи овощей, фруктов, пакетов чая и других продуктов. Здесь же находятся различные предметы-игрушки, стаканы, чашки и т. д. Все товары имеют таблички-ценники с уловным обозначением (круги одного цвета) цены.

Каждый ребёнок получает кошелёк, в котором 5 монет. Задача детей:

—посчитать сколько монет, выбрать и купить нужный товар для кафе и объяснить свой выбор;

—посчитать сколько монет осталось;

Все купленные товары дети складывают в корзину.

3.Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с заданием.

Кто из героев сказки понравился больше всего? Почему?

Что вы сегодня узнали нового на занятии?

Какое задание для вас было самым легким? трудным?

Что сегодня на занятии было самым интересным?

Расскажите, чему мы сегодня научили Муху?

(ответы детей)

Воспитатель. Отдадим пластиковую кату Мухе-серебряной брюхе и Комарика поблагодарим за помощь.

Поспеши Муха-серебряное брюхо, заждались тебя лесные жители!

Все козявки и букашки ждут клиента своего.

Муха. Приходите вечерком, Чудно время проведём!

Воспитатель. Тут и сказочке конец, кто здесь был, тот молодец!

Приложение 1

Спасибо за внимание!

Задать вопрос