Коррекционно-развивающее занятие для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме «Комнатные цветы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 28.12.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Прокофьева, Е. И. Коррекционно-развивающее занятие для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме «Комнатные цветы» / Е. И. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8893/ (дата обращения: 04.05.2024).



Тема занятия «Кактус дружбы, или История одной ссоры»

Образовательная область: социально — коммуникативная

Цель: формирование навыков проявления эмпатийного поведения у детей 4–5 лет

Задачи:

  1. Способствовать развитию умения понимать и передавать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  2. Создавать ситуации получения детьми опыта проявления сочувствия и содействия (эмпатийного поведения) в ответ на эмоциональное состояние героев литературного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость к нуждающимся в помощи;
  3. Формировать умение осмысливать ситуацию, предлагать варианты решения проблемы и соотносить эти варианты с существующими нормами поведения;
  4. Продолжать формировать навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать, воспитывать чувство взаимопомощи, стремление ценить и беречь дружбу;
  5. Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей средствами песочной терапии, осуществлять сенсорную стимуляцию.

Материал:

Флорариум — мини-оранжерея, миниатюрный сад с кактусами, песочный стол с подсветкой, педагогическая песочница, массажные мячики, парные картинки к авторской дидактической игре «Кактусы», зеленый круг из картона для рисования на стекле, аудио запись авторской сказки «Ссора цветов», колокольчик, феи цветов карточки из калейдоскопа эмоций.

Ход занятия:

  1. Приветствие (Звенит колокольчик) Здравствуйте, ребята, я вас всех очень рада видеть:

Раз, два, три, четыре, пять —

становитесь в круг играть.

Слева друг и справа друг,

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь!

  1. Введение в игровую ситуацию. А встретить вас хочу вот таким стихотворением . Вы его внимательно послушайте:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Беседа. Кто из вас знает, что такое настроение? Какое бывает настроение? (ответы детей с демонстрацией мимических карточек).

Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях? (Ответы детей).

Как можно поделиться своей радостью с другими?

Сюрпризный момент. Вот и я сегодня хочу с Вами поделиться радостью: у меня зацвел удивительный цветок! Что бы его увидеть я вас приглашаю в мини сад — он называется флорариум, — это сад с экзотическими цветами (открыть флорариум), родина которых жаркая пустыня. Кто — то из вас знает, как называются эти цветы? Верно,- это кактусы, посмотрите, какие они разные, удивительной формы. А что самое необыкновенное в этих цветах? Конечно, это колючки:

Пальчиковая гимнастика:

На окне цветок колючий (показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу (сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше (погрозить пальчиком)

Очень больно колется (уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок, (сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка, (сложить ладошки. растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду, (отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках (уколоть пальчиком ладошку).

Мотивация. Ох, ребята, но мне кажется, что здесь что –то произошло! ( Рядом с каждым цветком картинка этого цветка с эмоциями: грусть, обида, злость)

Что же могло случиться, как вы думаете? Давайте это узнаем, а помогут нам в этом сказочные феи цветов (открывается настенное зеркало с феями, звучит аудио сказка).

Сказка «Ссора цветов»

В одном маленьком садике на подоконнике жили кактусы.

И все они были разные-преразные: круглые и маленькие, длинные и вытянутые, похожие на необычных сказочных существ. Жили кактусы мирно, им хватало и солнца, и воды и песка с камнями было вдоволь.

Но вот сегодня, проснувшись рано утром, потянувшись и зевнув, Длинный кактус вдруг заговорил вслух:

— Как хорошо, что я вырос таким высоким, стройным, с такими великолепными ребристыми боками…

Проснувшись от этих слов, Круглый кактус часто-часто заморгал глазами, поднял голову и как можно громче сказал:

— Как хорошо, что я вырос таким хорошеньким, кругленьким, похожим на детский мячик кактусом.

Тогда кактус, у которого ночью расцвел великолепный цветок, словно красная шляпка на голове сказал еще как можно громче:

— А все-таки цветущие кактусы красивее!

— Нет, самый красивый кактус это я! — я похож на детскую любимую игрушку, на чебурашку!

Тогда Круглый кактус сказал еще-еще как можно громче:

— А круглые, а круглые кактусы больше похожи на вкусные зеленые яблоки!

— Зато я похож на цветущую клумбу, когда распускаются мои цветы — они самые прекрасные на свете — подхватил следующий кактус

— А длинные кактусы, — не выдержал Длинный кактус, — похожи на высокие сосны, не то что Вы, малявки! — Сказав это, он торжествующе посмотрел сверху вниз на своих низкорослых соседей.

После этих слов кактусы в саду напыжились, надулись и.. замолчали словно воды в рот набрали. А Самый маленький кактусёнок и вовсе расплакался, — ведь он и слова сказать не успел.

Что же здесь произошло, ребята?

Действительно, кактусы в нашем саду поссорились. Ссорятся все по-разному:

Совсем плохо — драка, война. Плохо — грубые слова, обзывательства или зазнайство.

Бывают Тихие ссоры — когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.

А в нашем маленьком саду, ребята, — ссора вышла громкая!

Как вы думаете, а мы с вами можем помочь кактусам?

Совершенно верно — нужно помочь им помириться! Только вот как?

  1. Основная часть

Актуализация

Вспомните, вам после ссоры хотелось помириться? Почему?

Кто из вас умеет мириться?

А Кто умеет мирить других?

Какие способы примирения вы знаете?

Верно, самый главный и первый способ — это попросить прощения!

Как можно попросить прощения? Сказать: «Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, я не подумал», «Извини, мне жаль, что я так сделал». Посмотрите на мое лицо, когда я прошу прощения. Как я себя в это время чувствую? Да, — неловко, неудобно, а бывает — и стыдно. Это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, потому что человек переживает о сделанном.

А как можно пожалеть, утешить? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? (Как вас жалеет мама?)

Открытие нового

Игровое упражнение в парах «Прости, пожалуйста!»

Давайте покажем кактусам как нужно извиняться. Предлагаю разделиться на пары и попробовать попросить прощения и ответить на извинения. А потом поменяемся ролями.

Для того чтобы мириться, есть еще специальные «мирилки»! Какие вы знаете мирилки? Вот, например, самая короткая «Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай с тобой помиримся навсегда, навсегда!

Игра «Противоположности»

Какие мы с вами молодцы! Мы показали нашим цветам как нужно мириться!

Осталось улучшить настроение наших кактусов. Для этого выберите каждый для себя цветок, настроение которого вы хотите поменять на хорошее. Вам нужно найти ему пару — кактус с веселым настроением (авторская дидактическая игра «Кактусы»).

Вот настроение наших цветов уже изменилось, спасибо Вам ребята, кактусы вам очень благодарны: Физминутка «На окне в горшочках»

На окне в горшочках ( Дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки, ( медленно встают)

К солнцу потянулись, ( Тянутся па носочках, руки вверх)

Солнцу улыбнулись. ( широко в стороны)

К солнышку листочки ( Ладони развернуть вверх)

Повернут цветочки, ( Руки соединить над головой)

Развернув бутоны, (медленно развести в стороны)

В солнышке утонут. ( Покружились!)

Введение нового в систему знаний

Работа в педагогической песочнице

Мы с вами помирили кактусы, улучшили их настроение, самое время поиграть! Только в нашем мини саду цветы необычные, а колючие и трогать их нельзя, — можно уколоться, но у нас есть мячики, которые очень похожи на кактусы, и я предлагаю немного с ними поиграть в песочнице.

Игра с массажными мячиками ( массаж ладошек, через прокатывания мячика по песку)

— Катаем мячик каждой ладошкой по очереди,

— А теперь указательными пальчиками, большими, средними, мизинчиками,

— Сейчас мячики отложим и поиграем с пальчиками на вдох и выдох, слушайте меня внимательно и повторяйте движения за мной:

Пальчиковая гимнастика на песке с элементами дыхательной гимнастики — КАКТУС:

Я с виду колючий, (Растопырить пальцы, — вдох)

Но добрый внутри, (затем сжать кисти рук в песке — выдох)

Не бойся, дружок, (Раскрываем пальцы — вдох)

На меня посмотри. (затем сжать кисти рук в песке — выдох)

Хоть я и погладить себя не даю, (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного — вдох)

Зато всех на свете я очень люблю. (То же, начиная с мизинца — выдох)

Молодцы, вот оказывается какие кактусы добрые и как с ними весело играть, а чтобы они больше не ссорились, предлагаю сделать для них подарок. Посмотрите, что это у меня?

— Верно, — самый обычный Круг, но у нас с вами волшебные руки и мы его можем превратить в то, во что мы захотим! На что он похож? (ответы детей)

— А еще Он похож на кактус, только без иголок, их — то мы с вами сейчас и нарисуем, только на каждую колючку нужно назвать правило дружбы, которое помогает нам жить мирно– это будет необычный и очень красивый кактус — настоящий цветок дружбы !

Работа в световой песочнице

В центр песочницы выкладывается круг, а дети дорисовывают колючки — листья кактуса и называют одно из правил дружбы которые помогают жить мирно:

– Не смейся над товарищами.

– Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

– Делиться

– Говорить правду

– Не жадничай.

– Уступай.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили?

В какие игры играли?

Что понравилось вам больше всего? А что больше запомнилось?

Мы показали нашим цветам, — как нужно мириться, если вдруг поссоришься, как играть дружно и какие правила нужны, чтобы жить мирно!

Спасибо вам, ребята, и от меня, и от кактусов — вы большие молодцы!

Прощание

Но закончилась игра, расставаться нам пора!

А с каким настроением вы заканчиваете наше занятие?

Я надеюсь, что хорошее настроение будет с вами всегда,

До свидания, друзья!

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Медведева [и др.]; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 274 с. — (Профессиональное образование)— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  2. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 163 с. — (Высшее образование)- Текст: электронный// Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  3. Чиркова, Ю. В. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте: учебное пособие для вузов / Ю. В. Чиркова, Т. А. Колосова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. — (Высшее образование)— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Задать вопрос