Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Рудакова, А. В. Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / А. В. Рудакова, И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8888/ (дата обращения: 04.05.2024).



Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе формирования экологического сознания.

Ключевые слова: патриотизм, духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, экология.

Тема патриотизма как одна из составляющих духовно-нравственного воспитания человека была актуальна всегда.

В настоящее время, когда в мире и сознании людей происходят существенные изменения, когда духовные ценности подменяются материальными, патриотическое воспитание приобретает важнейшее значение для человека.

В связи с этим, очень важным является вопрос о необходимости патриотического и экологического воспитания дошкольников.

Дошкольное детство является начальным этапом становления личности. В этом возрасте происходит формирование у ребёнка основ нравственности, культуры и закладываются духовно-нравственные основы.

Одним из мощных средств воздействия на чувства человека, особенно детей, является природа. Поэтому при воспитании и формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств, духовно-нравственных основ, экологического образования, стоит использовать как можно больше различных методов и средств обучения. Ведь впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине, к жизни в целом. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.

Несмотря на то, что наша российская система дошкольного воспитания находится в постоянном поиске новых методов и способов решения задач воспитательно-образовательного процесса и в настоящее время претерпевает процесс реформирования, её основной целью было и остаётся создание оптимальных условий для гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста.

Приоритетным в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных учреждениях остается духовно-нравственное воспитание.

Это направление является главным в воспитательно-образовательном процессе и нашего детского сада.

Так как одним из проявлений духовно-нравственного сознания является патриотизм, а он неразрывно связан с экологическим образованием, то это способствовало проведению углублённой работы в направлении: патриотическое воспитание дошкольников через экологическое образование.

Любовь к Родине, своему родному краю — очень важное чувство, которое стоит прививать ребёнку с раннего возраста. Через патриотизм в детях воспитываются духовно-нравственные ценности, прививаются культурные нормы. Понятие патриотизм очень многогранно по своему содержанию, нельзя сказать, что только любовь к своему родному краю определяет наличие патриотизма у человека. Ведь в это понятие входят и любовь к родным местам (малой Родине), и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, умение и желание жить в гармонии с природой, сохранять и приумножать богатства Родины. Все это играет огромную роль в культурных ценностях человечества.

Воспитание патриотизма — сложный процесс. Поэтому вся система и последовательность работы по воспитанию патриотических чувств через экологическое образование была построена так, чтобы дети из созерцателей окружающей среды стали в будущем не только гуманными хозяевами природы, но и осознавали свою сопричастность ко всему живому на земле, умели сопереживать природе, вникать в её мир и понимать, что природа есть основа жизни и сущность всего живого на земле.

В таких условиях воспитание у дошкольников начал экологической культуры способствовало формированию нравственно — ценностных отношений к природе и людям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, гордости и уважения к достижениям своего народа и страны, любви к Родине.

Русский писатель М. М. Пришвин говорил: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Знание родной природы, её эмоциональное воздействие рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к месту, где родился, живёшь, как утверждает Алешина Н. В.

Использование имеющихся теоретических и методических исследований помогли наметить примерную модель патриотического воспитания. В основе патриотического воспитания должен лежать нравственный аспект. В качестве специфических принципов воспитания патриотизма дошкольников приоритет отдаётся экологическому образованию.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Так как работа по патриотическому воспитанию дошкольников проводилась на базе МБДОУ д/с№ 47 г.Белгород, воспитателями были учтены региональные природные компоненты (экологические особенности Белгородской области, географическое расположение родного края, климат, природные ресурсы и т.д.). В ходе различных видов деятельности дети получали знания о родном крае — Белгородчине, его природе, растительном и животном мире, о полезных ископаемых родного края.

В своей работе педагоги использовали материалы о флоре и фауне Белгородской области, которые позволили осуществить краеведческую и экологическую работу.

Во время совместной деятельности с детьми были проведены следующие виды работы:

— познавательные беседы «Мой родной край — Белгородчина»;

— прослушивание песен о родном крае;

— изготовление тематических альбомов на тему «Экология Белгородчины», «Лекарственные растения Белгородчины», «Сезонные изменения окраски листьев», «Мои любимые места»;

— собирались и оформлялись именные гербарии

Эффективной формой формирования патриотических чувств через экологию является исследовательская деятельность дошкольников. Проводились опыты с различными объектами живой и неживой природы, осуществлялась проектная деятельность по экологии «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора». Проект «Мой цветущий детский сад» был долгосрочный, в ходе проекта дети познакомились с многообразием луковичных растений, условиями их роста, ухода за ними. Дети проращивали луковицы гладиолусов, тюльпанов, крокусов, гиацинтов, лилий, высаживали их в грунт на экспериментальной клумбе, давали название своему цветку, с нетерпением ждали первых всходов, разговаривали со своим цветком, а потом радовались их появлению на свет, после с любовью ухаживали за ними.

Проект «Деревья нашего двора» также способствовал познавательному развитию детей в области экологии. Дети познакомились с деревьями ближайшего окружения, узнали, какую роль они играют в жизни человека, природы, экологии.

Участвуя в исследовательской работе, наблюдая, как появляются ростки на картофеле, прорастают семена растений, как растения растут и развиваются в различных условиях, дети не только обогащались знаниями о природе, животном и растительном мире, они приобщались к миру природы, становились участниками и свидетелями рождения и жизни растений, проникались любовью ко всему живому. После того, как человек что-то посадил и вырастил своими руками, ухаживал за ним, холил его, вряд ли он сможет нанести вред природе, и это чувство соучастии в жизни живой природы со временем перерастёт в чувство любви ко всему живому на земле, к природе, к своей стране.

Важную роль в формировании экологических знаний играют дидактические игры. Использовались такие дидактические игры как: «Хорошо — плохо», «Где что зреет», «Живое — неживое», «Кто где живёт», «Живое — неживое», «С какого дерева листок», «Детки с ветки», «Назови травы», «Угадай по запаху», «Что было бы…», «Чья, чьё, чьи» и др.

Систематические наблюдения в природе учили детей быть внимательными, изобретательными, творческими. Они замечали красивое в природе, стали понимать, что эту красоту нельзя губить, надо сохранить, сами начали стремиться создавать красоту своими руками.

Деятельность по формированию патриотических чувств через экологию осуществляли на занятиях по художественно-творческой деятельности вначале в совместной организованной деятельности воспитателя и детей, а затем в свободной детской деятельности.

Совместными усилиями воспитателей, родителей и детей в целях обогащения эколого-развивающей предметной среды в группе был создан природный уголок с коллекцией природных материалов. Эти материалы дети использовали для создания различных поделок, они проявляли творчество и фантазию в их изготовлении, радовались результатам своего труда.

Уголок содержит альбомы для рассматривания о природе, настольно — печатные игры экологического содержания. Наборы открыток о природе и правилах поведения на природе, наглядные пособия подборки конспектов непосредственно-образовательной деятельности и развлечений по экологии, книги об обитателях природы, энциклопедии, стенд «Зоны обитания животных», стенд «Времена года».

Большую роль в работе в этом направлении сыграла совместная деятельность с родителями воспитанников. Осуществляя взаимодействие с родителями, мы использовали как традиционные формы работы: родительские собрания, лекции, педагогические консультации, совместные праздники, родительские уголки, анкетирование, передвижки; так и нетрадиционные формы: совместные акции, проекты, организации мини-музеев, Родители с удовольствием принимали участие в обогащении эколого-развивающей среды, в оформлении участка к летнему и зимнему периоду, участвовали в совместных с детьми дистанционных конкурсах.

В заключении стоит отметить, что любая деятельность, направленная на формирование у детей основ патриотического и экологического воспитания, будет полезна как для самого ребёнка, так и всего общества в целом. Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. — М.: УЦ Перспектива, 2009
  2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: 2021. — 215с.
  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М.: Скрипторий, 2018.
  4. Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. О. М. Потаповская // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1
Задать вопрос