Проектная деятельность «Покормите птиц зимой!» для детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Пинаевская, О. С. Проектная деятельность «Покормите птиц зимой!» для детей среднего дошкольного возраста / О. С. Пинаевская, Т. В. Спицева, Я. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8882/ (дата обращения: 04.05.2024).



Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

А. Чепуров

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и воспитание ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц;
  2. Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  3. Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность;
  2. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  3. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
  4. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Участники проекта : дети средней группы, родители, педагоги.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).

Вид проекта : информационный, познавательный.

Характер проекта : внутренний.

Ведущая педагогическая идея: Реализация системы педагогической работы с опорой на разнообразные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей среднего возраста о зимующих птицах и воспитанию бережного отношения к ним.

Организация проекта:

1-й этап, подготовительный — Раскрытие актуальности темы проекта, создание необходимых условий для реализации проекта, разработка и накопление методических материалов, предполагаемые результаты.

2-й этап, основной — Реализация проекта. Внедрение в образовательно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний у дошкольников о зимующих птицах, воспитанию бережного отношения к ним.

3-й этап, заключительный — Презентация результатов проекта. Оформление результата проекта в виде презентации. Награждение дипломами детей и родителей за участие в акции «Каждой пичужке по кормушке»

1-й этап: подготовительный

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время — это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача — познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Проблема: Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. С 11.12.2023 по 17.12.2023 в нашей группе проходила тематическая неделя «Зимующие птицы», а также была организована акция среди семей «Каждой пичужке по кормушке». Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Предполагаемые результаты:

Дети:

  1. Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются);
  2. Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
  3. Развитие речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

Родители:

  1. Оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада;
  2. Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах, наблюдение за птицами;
  3. Активное участие родителей в акции «Каждой пичужке по кормушке», выставке семейного творчества «Держи клюв шире».

Педагоги:

  1. Повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями;
  2. Пополнение предметно-развивающей среды группы (литература, фотографии, презентации, стихи, загадки и т. д.).

В соответствии с проблемой были определены направления работы по проекту

  1. Составление алгоритма работы взаимодействия ДОУ и семей по формированию у детей знаний о зимующих птицах и воспитанию бережного отношения к окружающему миру;
  2. Подбор материала по теме проекта (детская литература, иллюстрации, аудиозаписи, создание презентаций, дидактические игры и т. д.);
  3. Создание соответствующей развивающей среды.

2-й этап: основной

Познавательное развитие:

  1. Беседа «Зимующие и перелетные птицы», «Что нужно птице: тепло или пища?», «Синичка — гостья нашего двора». Рассказ педагога «Для чего кормушке крыша?»;
  2. Просмотр мультфильма «Высокая горка», «Воробьишко», презентации на тему «Зимующие птицы»;
  3. Занятие «Зимующие птицы», «Птицы нашего края»;
  4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций по теме проекта;
  5. Экскурсия по площадкам детского сада. Наблюдения за птицами;
  6. Дидактические игры «Кто где живет?», «Разрезные картинки», «Найди силуэт», «Угадай по описанию», «Назови ласково», «Четвертый лишний»;
  7. Конструирование из счетных палочек «Кормушка»;
  8. ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»;
  9. Рассматривание птичьего пера, птичьих следов.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Занятие «Пернатые друзья»;
  2. Игра-инсценировка «Улетают — не улетают»;
  3. Игровое упражнение «Скажи комплимент птичке»;
  4. Игра «Если птичка, то какая?» (подбор прилагательных);
  5. Игры на сплочение: «Журавлиный клин», «Птица и птенчик»;
  6. Сюжетно-ролевые игры «Больница для птиц», «Птичья столовая», «В гости к птицам», сюжет «Идем кормить птиц»; театрализация «Где обедал воробей»

Речевое развитие:

  1. Занятие учителя-логопеда: «Зимующие птицы», «Помощь пернатым в зимнее время года»;
  2. Беседа «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора»
  3. Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»;
  4. Творческое рассказывание «Каких птиц я встречал во дворе у дома»;
  5. Загадки по теме «Зимующие птицы»;
  6. Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю.Никонова «Снегирь», К. Лукашевич «Добрая девочка», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Бианки «Птичья столовая», М. Пришвин «Птицы зимой», П. Соколов «Снегирь», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Е. Чарушин «Воробей»;
  7. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок;
  8. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, беседа;
  9. Дыхательная гимнастика «Дятел», «Ворона», «Филин», «Птичка», «Крылья». «Птицы летят»;
  10. Оформление книжного центра «Зимующие птицы».

Физическое развитие:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц», «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили», «Зимовать у нас остались», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»;
  2. Подвижные игры на свежем воздухе: «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробьи и кошка», «Воробьи и ворона»;
  3. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение на данную тему»;
  4. Гимнастика пробуждения в соответствии с темой проектной деятельности;
  5. Физкультурные минутки: «Найди свое гнездо», «Перелёт птиц», «Птичка и птенчики»; «Снегири»;

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Рисование: «Посмотри — прилетели снегири!»;
  2. Коллекция раскрасок по теме проекта;
  3. Лепка: «Воробушки на кормушке»;
  4. Аппликация «Кормушка для птичек»;
  5. Игра-инсценировка «Птичий теремок»;
  6. Музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой;
  7. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года»;
  8. Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина.

Взаимодействие с родителями

  1. Создание папки-передвижки для родителей: «Покормите птиц зимой»;
  2. Акция среди семей воспитанников «Каждой пичужке по кормушке!»;
  3. Выставка семейного творчества «Держи клюв шире!»;
  4. Сбор корма для птиц;
  5. Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»;
  6. Консультация для родителей: «Зима и зимующие птицы»;
  7. Рекомендации (домашнее задание) родителям по теме неделе «Зимующие птицы»: (заучивание стихотворений о зимующих птицах, понаблюдать за птицами во дворе, подложить корм в кормушки, рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях, картинках в книгах, выполнить задание в тетрадях учителя-логопеда по теме недели, продолжать развивать словарный запас ребенка);
  8. Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».

3-й этап: заключительный

  1. Подведение итогов проведенной работы;
  2. Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей» (рисование: «Посмотри — прилетели снегири!», лепка: «Воробушки на кормушке», аппликация «Кормушка для птичек»);
  3. Комплексное занятие совместно с учителем-логопедом «Зимующие птицы»;
  4. Участие в региональном конкурсе рисунков «Я рисую доброту!»;
  5. Презентации, видеофильмы по теме проекта;
  6. Разработка и изготовление дидактических игр «Кто где живет?», «Разрезные картинки», «Найди силуэт», «Четвертый лишний»;
  7. Выставка семейного творчества «Держи клюв шире!»;
  8. Развешивание кормушек на участке детского сада;
  9. Размещение отчета работы по проектной деятельности на сайт детского сада

Вывод:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о зимующих птицах, о том, как можно помочь им в зимнее время года.

В проекте дети участвовали с удовольствием. Принимали активное участие в продуктивной деятельности, наблюдали за зимующими птицами, заботились о них. В процессе реализации проекта воспитанники и родители проявляли заботу о пернатых, были изготовлены кормушки, которые были развешаны на территории детского сада. Эта работа принесла ребятам большую радость и удовлетворение.

Родители с удовольствием и интересом участвовали в проектной деятельности, стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско-родительские отношения.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Ч.2. Санкт-Петербург, 2004;
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004;
  3. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003;
  4. Николаева С. Н. Эколог. воспитание младших дошкольников. М., 2002;
  5. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. — Воронеж: ООО «Учитель», 2013
  6. www.maam.ru
  7. nsportal.ru›
  8. ped-kopilka.ru
Задать вопрос