«Любознайка». Проект по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Романченко, Т. В. «Любознайка». Проект по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность / Т. В. Романченко, С. А. Васютина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8881/ (дата обращения: 03.05.2024).



Введение

Актуальность

Детское экспериментирование — это организованная активная детская деятельность. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и активными деятелями. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и умений.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может предоставить экспериментальная деятельность.

Дети младшего дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

На основании вышеизложенного, у нас появилась возможность составить план работы с детьми по данному направлению. Возникла идея написания проекта «Любознайка».

Информационная карта проекта

Разработчик(и) проекта:

Васютина С. А. — воспитатель;

Романченко Т. В. — воспитатель;

Вид проекта :

коллективный, творческий, долгосрочный.

Рабочая группа проекта

Васютина С. А. — воспитатель;

— Романченко Т. В. — воспитатель;

Петрова Е. А. — муз. руководитель

Пользователи результатом проекта :

Воспитанники ДОУ (дети 4–5 лет), родители.

Цель: развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность на 18 %.

Способ достижения цели:

Реализация мероприятий проекта с детьми среднего дошкольного возраста на основе детской поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в союзе с игровой образовательной технологией.

Задачи:

— Формировать умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между различными природными объектами и человеком, показывать их влияние друг на друга.

— Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.

— Стимулировать в ребенке интерес к самостоятельным исследованиям, открытиям;

— Способствовать развитию познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи, обогащению словарного запаса.

— Воспитывать навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Формы и методы работы над проектом:

Наблюдения, опыты, игры-эксперименты.

Индикаторы познавательного развития детей

— Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми

— Возникает интерес к значимой деятельности

— Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности

— Владеют действиями с предметами, разнообразными способами использования предметов

— Знают и хорошо ориентируются в отношении величин предметов, различают цвета

— Способны ясно выразить мысль, вступить в диалоговое общение, используют обобщающие понятия

О жидаемые результаты:

— Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

— Понимают, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимосвязи, что поможет сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.

— Устанавливают связи и отношения между материалом предметов и способом их применения.

— Понимают необходимость бережного отношения к живой и неживой природе.

Умеют наблюдать за явлениями природы, ставить опыты, проводить эксперименты.

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.

Родители

— Укрепляют отношения с детьми в совместном деле через творческое участие в мероприятиях проекта.

— Пополняют знания о возрастных особенностях детей 4–5 лет.

— Обогащают знания по развитию познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность опытами из личной «копилки».

— Оказывают содействие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап

Подготовительный этап август — сентябрь:

Подбор литературы, занятий. Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей. Диагностика ребенка через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций. Планирование работы с детьми, родителями.

Второй этап

Разработка проекта.

Определение конкретной темы проекта.

Обсуждение проблемы с группой специалистов и родителей.

Составление плана реализации проекта.

Третий этап

Практический этап — октябрь — апрель:

Апробация данной системы деятельности с воспитанниками. Проведение открытых мероприятий для педагогов, родителей. Целевые прогулки, экскурсии.

Четвертый этап.

Аналитический этап — май

Проведение анализа эффективности проекта (обобщение, систематизация опыта).

Оценка успешности проекта

— повышение уровня развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность — не менее 80 %;

— активное участие родителей воспитанников ДОУ в реализации проекта — не менее 80 %;

— результаты продуктивной деятельности;

— создание альбома регистрации экспериментов.

Календарный план-график работы по проекту «Любознайка»

Код работы

Этапы реализации проекта (название работы/ процесса)

Дата начала и окончания работ

Подтверждение работы (продукт, документ)

Ф. И. О.

Ответственного педагога

1

Подготовительные организационные мероприятия

Васютина С. А.

Романченко Т. В

1.1

Подготовительные организационные мероприятия (поиск, изучение литературы, интернет ресурсов, опытов работы ДОУ)

Информационная справка

Романченко Т. В

1.2

Анкетирование родителей

Информационная справка, анкета

Васютина С. А.

1.3

Диагностика детей

Диагностический инструментарий

Романченко Т. В

1.4

Экскурсия в детскую лабораторию детей подготовительной группы д/с

Информационная справка

Васютина С. А.

2

Разработка проекта

Васютина С. А.

Романченко Т. В

2.1

Определение конкретной темы проекта

-

Романченко Т. В

2.2

Обсуждение с группой специалистов и родителей

Информационная справка

Васютина С. А.

2.3

Составление плана реализации проекта

План реализации проекта

Романченко Т. В

3

Работа над реализацией проекта

Васютина С. А.

Романченко Т. В

3.1

Экскурсия «Кто сказал, что осень грустная пора»

Информационная справка

Романченко Т. В

3.2

Наблюдения за природными материалами (сравнение свойств сухого и мокрого песка)

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.3

Эксперимент.

Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков

Фотоматериал

Романченко Т. В

3.4

Экспериментирование и игры с водой:, игра «Дождик»

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.4

Экспериментирование с воздухом. Надувание мыльных пузырей

Информационная справка

Романченко Т. В

3.5

«Растения и свет»

Наблюдение за опытом

«Лабиринт для картофеля»

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.6

Родительское собрание с рассмотрением вопроса «Экология и мы»

Протокол родительского собрания

Васютина С. А.

Романченко Т. В

3.6

Свойства песка. Наблюдение за опытом «Где вода»

Информационная справка

Романченко Т. В

3.7

Игра- эксперимент «Рисовальнички»

Информационная справка

Васютина С. А.

3.8

Прогулка. «Поиски невидимки»

Фотоматериал

Романченко Т. В

3.9

Эксперимент «Семена проснулись»

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.10

Праздник «Синичкин календарь»

Фотоматериал

Информация на сайт

Муз. руководитель

Петрова Е. А

3.11

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей

Васютина С. А.

Романченко Т. В

3.12

Наблюдение за опытом. «Откуда берется песок?»

Информационная справка

Романченко Т. В

3.13

Экспериментирование с воздухом. «Игры с соломинкой»

Информационная справка

Васютина С. А.

3.14

Игра — эксперимент «Разноцветная вода»

Информационная справка

Романченко Т. В

3.15

Дидактическая игра

Тема: «Как растёт лук?»

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.16

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания

интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка для родителей

Романченко Т. В

3.17

Игра с песком «Раскопки»

Фотоматериал

Васютина С.А

3.18

Эксперимент «Искусство дождя»

Информационная справка

Романченко Т. В

3.19

Наблюдение за опытом.

Реактивный двигатель

Информационная справка

Васютина С. А.

3.20

Наблюдение за опытом «Разноцветные растения»

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.21

Строительные игры

Тема: Песочные часы

Информационная справка

Романченко Т. В

3.22

Игра-эксперимент

Сказка о том, как радуга в воде купалась

Информационная справка.

Фотоматериал

Васютина С. А

3.23

Игра-эксперимент

«Познакомьтесь, одуванчик!»

Фотоматериал

Васютина С. А.

3.24

Наблюдение за опытом Самополивающиеся растения

Информационная справка

Васютина С. А.

3.25

Совместный поход выходного дня «Весенние встречи»

Фотоматериал

Родители, дети,

Васютина С. А.

Романченко Т. В

3.26

Изготовление фотоколлажа «Мы и дома не скучаем — опыты мы вместе ставим!"

Фотоколлаж

Родители

Васютина С. А.

Романченко Т. В

3.27

Развлечение. Забавы жарким летом

Информационная справка.

Информация

на сайт

уз. руководитель

Петрова Е. А

3.28

Создание альбома регистрации экспериментов

альбом регистрации экспериментов

Васютина С. А.

Романченко Т. В

4

П одведение итогов реализации проекта

Васютина С. А.

Романченко Т. В

4.1

Оценка успешности проекта

— итоговое анкетирование родителей;

— итоговая диагностика средних дошкольников

Информационная справка

Васютина С. А.

4.2

Проведение анализа эффективности проекта. Выступление с отчетом на итоговом педсовете

Отчет

Васютина С. А.

Романченко Т. В

4.3

Презентация проекта в рамках работы ММО воспитателей среднего дошкольного возраста

Презентация проекта

Васютина С. А.

Романченко Т. В

4.4

Освещение мероприятий проекта на сайте ДОУ (не менее 4 раз)

Скриншот страницы сайта

Васютина С. А.

Романченко Т. В

Заключение

Знания, полученные во время проекта «Любознайка», помогли повысить значимость экспериментально-исследовательской деятельности, стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям, развитие наблюдательности, любознательности, познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.

Проведенный среди детей и родителей воспитанников ДОУ на конец года опрос показал положительные результаты: участие в проектной деятельности стало для младших дошкольников способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании. Объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013.
  2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты Е. А. Алябьева.: — М.: Сфера, 2005.
  3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.: Вако, 2008.
  4. Детская энциклопедия. Цветы от. А до Я. М.: Аргументы и факты, 1996.
  5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 5 2016 год.
  6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы М. Д. Маханева. — М.: Аркти, 2004.
  7. Шорыгина Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей Т. А. Шорыгина. — М.: ГНОМиД, 2002.
Задать вопрос