Проектная технология в работе с дошкольниками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 19.12.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Иголкина, Н. А. Проектная технология в работе с дошкольниками / Н. А. Иголкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8873/ (дата обращения: 10.05.2024).



Ключевые слова: проектная технология, проект, дошкольники, работа с родителями.

Проект — это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, при котором он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее презентацию перед сверстниками. [1, с. 37]

Проектная деятельность в ДОУ — это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом. Данная педагогическая технология способствует освоению дошкольником окружающей среды. [2, с. 29]

Зуйкова М. Б., Л. С. Киселева Л. С., Т. С. Лагода Т. С., Т. А. Данилина Т. А., обобщив исторический опыт проектной работы с детьми дошкольного возраста, выделили основные этапы разработки проектов:

  1. Целеполагание — педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный период времени;
  2. Разработка проекта — составление плана деятельности по достижению цели: — к кому обратиться за помощью (взрослому); — в каких источниках можно найти информацию; — какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); — с какими предметами научиться работать для достижения цели;
  3. Выполнение проекта — практическая часть;
  4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Почему же дети и родители неактивно включаются в такие проекты, и до результата детей подводит педагог? На мой взгляд, проект должен рождаться на базе детского интереса, а не педагогического, и разрабатываться в условиях партнерского взаимодействия.

Детский проект — поиск ответов на детские вопросы. Именно такое определение хочется дать проектной технологии. Проект подразумевает:

— решение проблемной ситуации;

— поиск инструментов для проверки своих предположений;

— реализация или проверка предположений;

— анализ результатов.

Каждый этап важен как для детей, так и для педагога. Ведь именно эта технология позволяет нам увидеть детскую инициативу, интерес и субъектность детей дошкольного возраста. Субъектность — энергичное преодоление начальное ситуации в соответствии с собственным замыслом. [3, с. 20]. Педагог должен вычленять то, из чего потом и будет развит детский проект с учетом педагогических задач.

Какие бывают проект?

  1. Исследовательские (проект, в котором дети выдвигают свои предположения)
  2. Событийный (проект, помогающий детям спланировать какое-либо событие)
  3. Творческий (проект, в котором дети работают над каким-то продуктом)

Где искать идеи для детского проекта? Самое простое, но эффективное решение — детские вопросы. Дошкольники очень любопытны, если научиться замечать интересные вопросы детей, то идея для проекта будет всегда. На этом этапе можно активно подключить родителей, ведь родителям, как и детям важно принимать участие в выборе. Педагог может предложить детям и родителям заполнить «Азбуку проекта», где дана классификация, события и т. д., а задача детей и родителей заполнить алфавит с ассоциациями к ключевому слову. После заполнения азбуки педагог совместно с детьми обсуждают все слова и ищут интересные для себя, на основе которого можно развернуть проект.

Важнейшая задача педагога — научить детей самостоятельному планированию какой-либо деятельности. Планирование лежит в основе людей деятельности, что поможет детям в учебной деятельности.

Планирование бывает разное: интеллект-карта, лотос план, коробка вопросов, планирование «трех вопросов» и т. д. Совместное планирование дает детям возможность проявить собственную инициативу, выбор, коммуникативные навыке в обсуждениях и получение личного опыта, потому что он принимал в этом непосредственное участие. Детские проекты можно реализовывать с младшей группы, потому что даже в этом возрасте детям можно и нужно давать выбор.

Рис. 1. Модель «Трех вопросов»

Рис. 2. Интеллект-карта

Важно перед началом проекта обсудить правила принятия общего решения (голосование, жребий и т. д.). При планировании важно совместно решить: как фиксировать результат, где искать информацию, кто может помочь или дети сделают все самостоятельно, будем работать одной группой или разделимся на подгруппы. В этом этапе педагогу нужно занять позицию модератора (старшие и подготовительные группы), где педагог лишь систематизирует предложения детей. Именно тут дети проявят свои коммуникативные умения и лидерскую позицию.

На этапе реализации проекта необходимо научить детей следовать плану и сравнивать с желаемым результатом, а также умению правильно задавать вопросы и обращаться за помощью к сверстникам или взрослым.

Как можно фиксировать результаты? Дети могут зарисовать свой результат, предложить фотофиксацию, фиксация из вырезанных картинок. Педагогу нужно быть готовым к разным вариантам и уметь правильно отреагировать на них, чтоб дети не прекратили выдвигать свои идеи и предложения. Ведь дети готовы говорить лишь тогда, когда их слышат и слушают. Важно использовать фразы поддержки в ходе работы, а не похвалы, потому что похвала является оценочным суждением, а поддержка помогает ребенку чувствовать свою ценность в коллективе. Об это подробно рассказывают Ю. В. Илюхина, И. Е. Емельянова, А. В. Фисюк.

По итогам реализации детям нужно представить и защитить свой проект, рассказать о том, что у них получилось, как они этого достигли, какие инструменты были эффективны, а какие были бесполезны в решении проблемной ситуации. Как же дети могут защищать свой проект? Дошкольники могут составить мнемотаблицу, сделать последовательные зарисовки, как опору для структурирования результатов, разделить материал между несколькими участниками проекта. А также могу обратиться к взрослым и совместно составить презентацию.

Реализация является самым большим блоком в работе над детским проектов, поэтому педагогу нужно быть непосредственным участником проекта, не куратором, а именно участникам и выполнять работу в партнерстве с детьми. Не мешая им и говоря, как правильно, а поддерживать их и помогать, если дети этого просят.

Последним и важным этапом является рефлексия, а именно анализ всего результата. Педагогу необходимо задавать детям важные вопросы, которые заставят дошкольника подумать о том, что было действительно сложным, какие были трудности, как дети их решали. Ю. В. Илюхина делает большой акцент на умении педагогов задавать открытые вопросы, которые провоцируют ребенка к анализу деятельности. Ведь зачастую педагог задает закрытый вопрос и сам же на него отвечает.

По завершению детского проекта нужно подумать о таком продукте, который поможет детям актуализировать полученные знания. Педагог может делать фотофиксацию для создание проектной книги или коллективной работы, а также можно предложить собрать все материалы и хранить их в специально отведенном месте в свободном доступе для детей.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  2. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2015.
  3. Миркес М. М. Практики субъектности в образовании. — М.: Линка-Пресс, 2019.
  4. Юлюхина Ю. В. Секреты интересного занятия. -
Задать вопрос