Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Рузыбаева, О. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования / О. Н. Рузыбаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8848/ (дата обращения: 17.05.2024).



Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Рузыбаева Олеся Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа

Аннотация. В статье представлен опыт работы педагога дошкольной образовательной организации в образовательной области «Нравственно-патриотическое воспитание». Дается описание Модели нравственно-патриотического воспитания, реализуемой в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП ДО.

Ключевые слова: Дошкольники: нравственность; патриотизм; педагоги; модель.

Актуальность темы исследования. В последнее время в Российской Федерации патриотизм стал широко обсуждаемой темой. Государство при участии образовательных организаций выступает с призывом к единению российского народа с помощью интеграционного потенциала патриотизма, следуя Указу Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». В положении об управлении Президента РФ одной из функций прописано: «… необходима подготовка предложений по реализации программ, направленных на совершенствование общих принципов воспитания, в том числе патриотического воспитания, на сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3].

Степень разработанности проблемы. Проблема патриотизма рассматривалась в работах И. А. Агапова, Е.М. Беспаленко, И. И. Валеева, Г.И. Веденеевой, В. И. Гальперина, Г. В. Гасанова, С. Ю. Иванова, И. А. Ильина, Т. В. Левкина, В. И. Лутовинова, В. С. Соловьевой, А. С. Синайского, Г. Г. Терентьева, педагогов С. Т. Шацкого. Ученые исследовали философский, психологический и духовный менталитет народа, народные ценности в образовании. Среди них одной из главных ценностей является патриотизм и нравственные устои.

В исследовании Г.И. Веденеевой говорится о необходимости переноса акцентов с интеллектуального развития на духовно-нравственное воспитание. Автор обосновывает теоретико-методологические и организационно-содержательные основы духовно-нравственного воспитания школьников, обусловливающих его эффективность в процессе познания родного края [1].

Практикующий психолог В.А. Радченко описывает нежелательные последствия: отрицательное социальное, общественное поведение ребенка, в том числе и в образовательных организациях, где нравственное и патриотическое воспитание находится не на должном уровне. Поведение детей выражается в наличии эмоциональной, психологической неустойчивости, проявлении агрессивности, недружелюбия, что является ответной реакцией ребенка на лишение его духовно-нравственного и социокультурного образования [2].

Выявленные противоречия в литературном исследовании определило цель настоящего исследования – создание условий для нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Объект исследования – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников 3 – 4 лет.

Предмет исследования – педагогические условия нравственно-патриотического воспитания дошкольников 3 – 4 лет.

Задачи : изучить научную и научно – методическую литературу по предмету исследования; разработать Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников; проверить эффективность Модели, опираясь на ФГОС и ФОП ДО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. Количество детей 31 в возрасте 3 – 4 лет.

Методы исследования – наблюдение, формирующий эксперимент. Методы контроля сформированности нравственных чувств и патриотизма –дидактические игры «Предметы народного быта», «Праздники России», мини – викторина «Русские богатыри»; игра-путешествие «Родной город».

Результаты и их обсуждение

В условиях реализации ФГОС и ФОП ДО разработанная модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников имеет следующую структуру: цель; факторы формирования нравственных и патриотических ценностей дошкольников (внешние и внутренние); методологические подходы; методы; результативно-оценочные критерии; результат.

Модель базируется на механизмах воспитания нравственно-патриотических ценностей детей 3-4 лет. Важными аспектами являются: конструирование границ «свой – чужой»; воспитание чувства любви к природе; формирование представлений о «я и мы», создание положительного образа Родины, развитие эмоционального интеллекта; изучение государственных символов; героизация событий истории; знание о своей семье (на уровне базовых потребностей).

Модель реализуется в течение учебного года и ограничена возрастными рамками. На следующей ступени дошкольного образования реализуется усложненная модель нравственно-патриотического воспитания.

Проведенные мониторинги по выявлению уровня нравственно-патриотической воспитанности показали эффективность модели.

Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Рис. 1. Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Таким образом, нравственная и патриотическая активность дошкольника в возрасте 3 – 4 лет выступает критерием, определяющим ценность и цельность личности в государстве. От уровня нравственной и патриотической воспитанности, зависит отношение и к себе, к другим людям и малой Родине.

В процессе проведения мониторинга установлено, что дети имеют представления о понятиях патриотизма и нравственности, проявляют патриотическую активность и патриотические отношения, умеют отличить флаг России. Следовательно, цель исследования достигнута, педагогические условия адекватны и результативны. Среди аспектов, требующих дальнейшего изучения, можно выделить формирование патриотической активности дошкольников, а также изучение патриотических символов.

Список литературы

  1. Веденеева Г.И. Использование знаково-символических средств в духовно-нравственном воспитании личности / Г.И. Веденеева // Материалы Международной научно-практической online-конференции «Феномен границы в глобализирующемся мире», 17 октября, ВГУ имени П.М. Машерова / – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. – С. 109–111.
  2. Радченко, В. А. Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации / В. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 27-35. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68623/ (дата обращения: 06.12.2023).
  3. Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 (ред. от 26.06.2023) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». Электронный ресурс: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136827/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения 05.12.2023)
Задать вопрос