Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Вильбергер, И. Г. Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег» / И. Г. Вильбергер, О. Е. Шевцова, О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8846/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена вопросам формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основная тема касается изучению всеобщего эквивалента, выступающего измерителем стоимости товаров или услуг и легко на них обменивающийся. Описываются основные функции денег и примеры образовательных мероприятий, преподаваемые для дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, деньги, финансы, детский сад, воспитатели.

Введение. Актуальность исследования обусловлена реализацией Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Финансовое образование дошкольников — это процесс, посредством которого дошкольники формируют свое понимание финансовых продуктов, развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях [4].

Основы финансово грамотного поведения закладываются в дошкольном возрасте и воспитываются на протяжении всей жизни. Цифровизация образования, финансов, рыночных отношений постоянно меняется в зависимости от политических и экономических изменений в мире. Быть финансово грамотным — значит иметь сформированные представление об установках, нормах и практических навыках, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке.

Степень разработанности проблемы .

Авторы Герасимова Е. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Сушков И. В. считают, что дети должны понимать, зачем люди трудятся. Взрослые формируют у дошкольников представления о трудовой деятельности, во время которой производятся различные продукты труда, удовлетворяющие материальные и духовные потребности людей [1].

Автор Д. В. Моисеева рассматривает финансовую грамотность как сочетание финансового поведения и финансовой культуры, проявляющееся во взаимовлиянии, т. е. в выделении в структуре финансовой культуры финансовых знаний и установок, которые взрослые и дети получают в социальной среде [3].

Гладкова О. А. и Коломийченко Л. В. поднимают проблему формирования экономической грамотности у дошкольников через отбор содержательной информации в соответствии с требованиями актуальности, простоты и доступности, основываясь на реальной жизни, в соответствии с возрастными интересами и потребностями [2].

Анализ литературы и актуальность темы данной работы стали отправной точкой выбора темы и постановки цели — исследование процесса формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Предмет исследования — процесс формирования финансовой грамотности дошкольников в детском саду по теме «Азбука денег».

Объект исследования — условия формирования финансовой грамотности дошкольников по теме «Азбука денег».

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» города Воронежа. Участники — педагоги ДО, и дошкольники и их родители. Методы исследования — игровые и проектная деятельность.

Модель обучения дошкольников финансовой грамотности

Рис. 1 Модель обучения дошкольников финансовой грамотности

В качестве мониторинга использовались проблемные вопросы, задачи и ситуации.

Результаты и их обсуждение

Для реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ, Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования разработана Модель обучения дошкольников финансовой грамотности. Модель имеет следующую структуру: цель; методологию деятельности воспитателя детского сада; направления деятельности воспитателя по формированию у дошкольников представлений о финансовой грамотности; методы развития финансовой грамотности «Азбука денег» (наглядные, практические, словесные); конечный результат.

При проведении занятий по формированию финансовой грамотности по теме «Азбука денег» изначально дошкольники обучаются ставить цели. Это самое сложное для детей, так как любая цель подкрепляется мотивацией через базовые потребности. Потребности дошкольников не являются материальными, а деньги являются «особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными ценностями». Основное содержания темы «Азбука денег» — деньги, их история, виды и функции. В образовательном процессе учитываются межпредметные и межсистемные связи с математикой, экономикой и окружающем миром.

Дидактические материалы и игры подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, дети любят игры «Магазин», где есть игрушечная касса и имитация денег, т. е. банкноты и монеты.

Образовательные квесты (приключенческие игры, поиск выхода из комнаты) «В поисках сокровищ», «Спасение принцессы», «Полезные овощи и фрукты» и др. построены таким образом, что детям приходится включать конвергентное (логическое мышление, направленное на поэтапное выполнение задач и следование заданным алгоритмам) и дивергентное (метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач) виды мышления.

Реализация модели обучения дошкольников финансовой грамотности позволила достичь следующих результатов:

— определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное изучение темы «Азбука денег» на основе интегративного подхода;

— выявлено, что коллективные формы обучения предпочтительные в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.

Таким образом, совокупность условий, в которых осуществляется обучение по теме «Азбука денег», существенно влияет на педагогический процесс. Анализ тенденций, отражающих ситуацию с обучением дошкольников по теме «Азбука денег», подтвердил предположение о том, что формирование финансовой грамотности нужно рассматривать как средство формирования экономических и математических представлений.

Литература:

  1. Герасимова Е. Н., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Сушков И. В. Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей. Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал.
  2. Гладкова О. А., Коломийченко Л. В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Пермский педагогический журнал (№ 9 /2018), с.198–204.
  3. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Д. В. Моисеева; — Волгоград, 2017. -29 с.
  4. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. URL: https://gart9.npi-tu.ru/assets/files/doc/2021/07/ (дата обращения 04.12.2023)
Задать вопрос