Организация жизни детей в детском саду с учётом их интересов, инициатив и потребностей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аникеич, С. А. Организация жизни детей в детском саду с учётом их интересов, инициатив и потребностей / С. А. Аникеич, О. А. Нечаева, О. Р. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8824/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье авторы рассказывают о поддержки детской инициативы дошкольников посредством технологий геокешинга и адвент-календаря. Представленные технологии соответствуют современным требованиям к педагогическому процессу в дошкольном образовании. Они предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей и широкое разнообразие форм организации детской деятельности.

Ключевые слова: геокешинг, адвент-календарь, детский сад, детская инициатива, дошкольное образование, поддержка интересов, игра, ребенок.

В настоящее время общество и наше государство ставит перед нами задачи, чтобы ребенок вырос здоровым, творческим, инициативным, умеющим самостоятельно решать разные задачи, способным находить выход в отношениях с окружающим миром, то есть быть социально готовым к взрослой жизни.

На наш взгляд инициатива и самостоятельность — это не менее важные качества, чем умения и навыки. К сожалению, часто родители стремятся научить ребёнка читать, писать и считать до школы, и мало значения уделяют его инициативе и самостоятельности. От того как ребёнок умеет замыслить свою работу, может ли он довести начатое дело до конца, обратиться за помощью в ситуации затруднения, это и есть те важные качества, которые ребёнку нужны не только в школе, а во всей последующей жизни, и именно они формируются в дошкольном возрасте.

Инициатива — это возможность выбора, когда ребёнок может выбирать виды занятий, темы занятий, содержание деятельности об этом нам говорит Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, а также прописано в п.25 Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Перед нами встал вопрос, что может поддерживать инициативу ребенка? Как организовать повседневную жизнь дошкольника, с учетом его интересов, инициатив и потребностей, чтобы развивать именно эти качества. Существует достаточно большое количество технологий, таких как утренний круг, квесты, проектная деятельность, которые способствуют поддержке детской инициативы. Мы хотим рассказать вам о нескольких технологиях, которые на наш взгляд могут вас заинтересовать.

Летом, наблюдая за детскими играми, мы увидели, что дети, договариваясь между собой, прятали разные предметы и игрушки, и предлагали своим друзьям отыскать их. Эта ситуация напомнила нам геокешинг и мы подумали, почему бы нам не воспользоваться им при работе с детьми.

Что такое геокешинг? Это игра-приключение, включающая в себя элементы краеведения и туризма. Разыскивание тайников или кладов является основной задачей игры, именно это вызывает больший познавательный интерес у детей.

На начальном этапе мы познакомили детей с разными видами карт и схем, и с увлекательной профессией картограф. Далее приступили к разработке карт: группы, прогулочных площадок, территории детского сада и микрорайона. Уверенное ориентирование, умение работать с картой и схемой, является необходимым условием для успешного проведения игры. С этой целью нами был проведен цикл игровых занятий, которые позволили детям соотносить реальные объекты с обозначенными на карте и свободно ориентироваться на местности. После того как дети научились неплохо читать карту и ориентироваться по ней, мы приступили к составлению сценария геокешинга и подбора заданий.

Выбор сюжета может диктовать календарный или тематический план, а также решение конкретной педагогической проблемы. Одним из самых запомнившихся детям стал геокешинг «Микрорайон Южный» (рис. 1). Это был отличный способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями микрорайона и историческим значением нашего города.

Рис. 1

Подготовка началась задолго до проведения игры. Сначала мы разработали сценарий, подобрали задания, игры, определили место тайника, составили карты маршрутов для каждой команды. В игре приняли участие две группы детского сада. Получив маршруты, команды начали движение. Необходимо было пройти несколько станций, прежде чем найти клад — кусочки смальты. (рис. 2) Создание и поиск тайников превращается в активный и увлекательный процесс и получение новых практических знаний.

Рис. 2

Геокешинг помогает ребёнку самостоятельно познавать окружающий мир. Его суть — стимулирование познавательной активности детей, через организацию игровой деятельности и наполнение её познавательным развивающим материалом. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения и обогащают представления об окружающем мире.

Следующей технологией поддержки детской инициативы можно считать адвент-календарь. Адвент календарь переводится как «ожидание». Он был придуман для того, чтобы показывать, сколько времени осталось до Рождества.

Впервые мы его использовали для подготовки к Новому году. Дети, вместе с родителями дома сшили и украсили маленькие мешочки для будущего календаря. (рис. 3) Ребятам так понравилась эта идея, что они с большим интересом ждали, когда наступит тот день, и можно будет открыть именно его мешочек и увидеть, какое там спрятано задание или сюрприз.

Рис. 3

Вспоминая ту заинтересованность, которую вызвал адвент календарь у детей и их активность при выполнении заданий мы решили адаптировать эту идею и в другое время года, не только как ожидание праздника, но и в повседневную жизнь. Мы использовали эту технологию перед итоговым мероприятием «Дары осени» (рис. 4), в преддверии лета (рис. 5), а также в группе появился «Календарь добрых дел» (рис. 6). Необходимо учитывать главное правило, один день — один конверт.

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Адвент календарь может выглядеть по-разному, есть масса прекрасных идей. Это могут быть традиционные конвертики, носочки, рукавички в которые помещаются маленькие приятные сюрпризы для ребенка, а также это могут быть конфетки, цветочки, ладошки и многое другое. В общем, вариантов масса и здесь всё ограничено только полётом фантазии педагога или ребенка. Создание самого календаря может быть как сюрпризом для детей, так и сделанным и выполненным по инициативе и задумке самих дошкольников. Именно так родился наш «Календарь добрых дел». Дети сами решили, как он будет выглядеть, рисовали дерево, вырезали ладошки, придумывали добрые поступки, которые мы сможем совершить. Теперь мы с ребятами выполняем добрые дела, следуя этому календарю.

После того как мы определились с тем как же будет выглядеть календарь пришло время подумать о его наполнении. Мы наполняем адвент календарь различными интересными заданиями. Формы представления заданий могут быть любые: от самого простого — текста, схемы, головоломки, мнемотаблицы, ребуса, до игр и развивающих заданий или носить развлекательный характер.

Место расположения определяется в зависимости от темы календаря. Это может быть групповая комната, уголок в раздевалке, или стенд на прогулочном участке.

Адвент календарь для детей — это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка.

Представленные нами технологии соответствуют современным требованиям к педагогическому процессу в дошкольном образовании. Они предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей и широкое разнообразие форм организации детской деятельности. Опираются на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. Также являются высокоэффективными средствами стимулирования детей к образовательной деятельности и изучению лексических тем. При этом воспитанники получают радость от общения со сверстниками и взрослыми.

Приложив небольшие усилия, фантазию, минимум материалов, можно интересно и увлекательно организовать повседневную жизнь детей в детском саду. Ведь, если мы будем сегодня учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра!

Литература:

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
  2. Колесникова И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 2015, стр. 48–59.
  3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. — М.: Мозаика-синтез, 2005.
  4. Шашкова, Ю. А. Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности / Ю. А. Шашкова. — Текст: электронный // Воспитатель детского сада: [сайт]. — URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/9007

Ключевые слова

игра, дошкольное образование, ребёнок, детский сад, детская инициатива, геокешинг, адвент-календарь, поддержка интересов
Задать вопрос