Конспект открытой образовательной деятельности по музыкальному развитию с использованием ИКТ «Жанры в музыке. Три кита» для воспитанников подготовительной к школе группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.11.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Тросницкая, Е. В. Конспект открытой образовательной деятельности по музыкальному развитию с использованием ИКТ «Жанры в музыке. Три кита» для воспитанников подготовительной к школе группы / Е. В. Тросницкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8818/ (дата обращения: 06.05.2024).



Цель: закрепление представлений детей о жанрах музыки, развитие музыкальных и творческих способностей детей, исполнительских навыков.

Задачи:

— Развивать музыкально-творческое воображение, желание и способность высказаться о музыке.

— Развивать музыкально-ритмические навыки детей.

— Учить различать жанры музыки.

— Учить передавать эмоциональное состояние с помощью интонаций и жестов.

— Закрепить исполнительские и выразительные навыки в танце.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран, аудио и видео материалы, карточки с изображением шумовых музыкальных инструментов, медали с изображением трех китов — песни, танца и марша.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Делают движения по кругу, согласно характеру и жанру музыки.

По окончании музыки встают врассыпную по залу.

Муз. рук.: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Так, давайте поздороваемся не только друг с другом, но и с нашими гостями.

Музыкальное приветствие

Здравствуй, солнце золотое! (показывают “солнце”)

Здравствуй, небо голубое! (показывают “небо”)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают “дубок”)

Здравствуй, вольный ветерок! (показывают “ветерок”)

Здравствуй, Утро! (жест на право)

Здравствуй, День! (жест на лево)

Мне здороваться (кладут руки на грудь)

Не лень (разводят руки в стороны)"

Муз. рук.: Прежде, чем начать наше занятие, пройдите и сядьте на стульчики.

Воспитанники идут, чтобы занять места и находят, лежащий на стуле музыкальный диск с надписью «SOS». Рассматривают его, говорят о своей находке.

Муз. рук.: То, что вы обнаружили диск в музыкальном зале, в этом нет ничего удивительного. Ведь, на нем могут быть записаны разные музыкальные произведения, как аудио, так и видео. Вы согласны со мной? Ответы детей. Но как он оказался на стульчике?! До вашего прихода здесь ничего не было. И, больше всего, меня настораживает эта надпись. Ребята, как вы думаете, в каких случаях так пишут и для чего?

Ответы детей: кто-то попал в беду, кому-то нужна помощь…………..

Муз. рук.: Что же будем делать с этим диском?

Ответы детей: включить, прослушать, узнать, кто и о чем просит, ……….

Воспитанники отдают диск музыкальному руководителю, тот включает его для просмотра.

Видеообращение, записанное на диске

Здравствуйте, далекие юные друзья! Мы живем на маленьком острове среди огромного океана. Совсем недавно у нас произошла удивительная история.

Недалеко от берега, в синих водах океана появились три кита. Но, они не были похожи на других своих сородичей. Киты всегда держались вместе и никуда не уплывали. Видно было, что им очень нравилось, когда мы, жители острова, приходили на берег, долго сидели и любовались ими. А как же ими было не любоваться?! Один кит постоянно и громко бил хвостом по воде. Другой, издавал странные, но очень красивые звуки, а третий, так лихо, переворачиваясь, прыгал с волны на волну. А мы только тихо сидели и наблюдали за этим представлением. Но вчера, придя на берег, мы увидели печальную картину. Киты, прижавшись друг к другу, качались на волнах, не обращая на нас никакого внимания. Мы очень за них переживаем, хотим им помочь. А как это сделать, если мы даже не знаем, кто они и откуда?! Вы сможете нам помочь?

Муз. рук.: Вот так история! Ребята, поможем жителям острова? Ответы детей. А как мы это сделаем?

Ответы детей: Расскажем, покажем. Если посмотреть на видео обращение, то мы видим, что у жителей острова есть планшет, значит, мы сможем снять наш рассказ на видео и отправить им.

Муз. Рук.: Молодцы, тогда начнем? Вы знаете, кто эти особенные киты? От кого мы о них узнали?

Дети: Песня, танец и марш. Рассказал о них композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

Муз. рук.: Правильно, ребята, Д. Б. Кабалевский написал книгу «Про трех китов и многое другое». А именно про три жанра музыки — «песня, танец и марш».

Если текст соединить с мелодией, а потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, называется легко и просто —... (песня)

Первый Кит по имени «Песня» — очень добрый и душевный кит. Ведь, песня это всегда мелодия, а мелодия-это «душа музыки». А вы любите петь? Ответы детей. Тогда сели все ровно, выровняли спинку. Перед тем, как перейти к песне, исполним попевку «Музыкальное эхо».

Исполняется попевка М. Андреевой «Музыкальное эхо»

Муз. рук.: Молодцы, вы очень старались. А сейчас я напою мелодию, а вы послушайте и скажите, что это за песня?

Дети: «Прощальная полька»

Муз. рук.: Правильно. Это песня современного детского композитора Александра Комарова. Ребята, а какое настроение у этой песни?

Дети: Веселое, радостное, ………..

Муз. рук.: Давайте встанем и исполним её, как вы и сказали, задорно и весело.

Исполняется песня А. Комарова «Прощальная полька»

исполняют хором, группой (мальчики, девочки) по просьбе музыкального руководителя)

Муз. рук.: Очень хорошо спели, молодцы! Вот мы и рассказали про первого Кита. Скажите, пожалуйста, как его зовут?

Дети: Это — Кит-Песня!

Муз. рук.: А сейчас послушайте следующую загадку:

Что за веселье, что за стук? Каблучки стучат Тук-Тук.

Так задорно манят. Что же это?

Дети: Танец.

Муз. рук.: Правильно. И так, второй Кит по имени «Танец» — натура очень эмоциональная, подвижная, любит танцевать. А какие, ребята, вы знаете танцы?

Ответы детей: вальс, полька, кадриль, хоровод………..

Муз. рук.: Молодцы. Совершенно верно, танцы бывают бальные, народные, эстрадные. Их можно исполнять парно, одиночно, группой.

И сейчас я вам предлагаю не просто поиграть в игру, но и, слушая музыку, вспомнить движения некоторых танцев. А каких, вам подскажет экран и, конечно же, музыка.

Проводится игра с использованием ИКТ «Ходим, слушаем, танцуем» (чередование ходьба, хоровод, ходьба, полька, ходьба, вальс)

Муз. рук.: (в руках ложки, бубенчик) Молодцы, справились с заданием.

Но, пока вы танцевали, инструменты заиграли. Знать, пора их в руки взять, «Польку» для гостей сыграть.

Воспитанникам предлагается выбрать карточки с изображением шумового инструмента, на котором они будут исполнять произведение. Затем, берут шумовые инструменты.

У нас с вами получился оркестр, в котором я буду дирижёром, но дирижировать я буду не палочкой, а картинками. Какой инструмент покажу, тот инструмент и будет играть.

Исполняется оркестровка И. Дунаевского «Полька»

По окончании исполнения музыкальный руководитель предлагает воспитанникам присесть на стульчики.

Муз. рук.: Сейчас я вам предлагаю прослушать произведение великого русского композитора П. И. Чайковского. После чего, если вы его узнаете, скажите, как оно называется, о характере, настроении этого произведения.

Прослушивание П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (видеоролик)

Вы узнали это произведение? Ответы детей. Что можно сказать о характере, настроении этого марша? Ответы детей. Меняла ли музыка свое настроение?

Ответы детей: музыка праздничная, торжественная, бодрая, иногда была шутливой, игривой.

Муз. рук.: Вот мы и встретились с третьим Китом, энергичным, любителем маршировать. Назовите его.

Ответы детей: Марш

Муз. рук.: Давайте выразим характер этого марша в движении. Мальчики будут маршировать под торжественную музыку, а девочки под игривую.

Музыкальный руководитель просит воспитанников подняться с мест, кого-то из ребят показать, как надо правильно маршировать. (Спина ровная, высоко поднимать колени, широкая отмашка руками).

Проводится музыкальная игра «Определи характер»

Муз. рук.: А теперь, в конце нашего занятия поиграем в интересную игру, которая так и называется «Три Кита». Но, чтобы в нее сыграть, вам нужно каждому взять себе по медальке.

Воспитанники берут медальки, где изображен один из трех Китов.

А теперь встанем в три круга. Первый круг — Кит-Марш. Второй круг — Кит-Песня. Третий круг — Кит-Танец.

Дети выстраиваются в круги.

Муз. рук.: Будьте внимательны. Какая музыка звучит, такой круг и выполняет правильно свои движения.

Кит-Марш — шагают.

Кит-Песня — хлопают в ладоши.

Кит-Танец — выполняют танцевальные движения.

Проводится игра «Три кита»

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть.

Муз. рук.: Вот и подошел к концу наш рассказ о трех китах. Давайте еще раз назовем их. Дети называют.

Почему эти киты всегда держатся вместе? Пример из занятия

Как вы думаете, почему Киты загрустили у островитян?

Что больше всего понравилось? О чем бы хотел рассказать своим друзьям, родителям?

Что было самым трудным на занятии?

Я останавливаю видео запись, а вам предлагаю попрощаться с нашими гостями. И так же бодро как вы вошли в зал, мы заканчиваем наше занятие.

Под марш дети выходят из зала

Задать вопрос