Сенсорное и математическое развитие младших дошкольников в условиях ФОП ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартынова, Т. Ю. Сенсорное и математическое развитие младших дошкольников в условиях ФОП ДО / Т. Ю. Мартынова, Н. М. Иванова, Э. С. Шарафутдинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8808/ (дата обращения: 03.05.2024).



Значение сенсорного и математического развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

В свете новых требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874, в области познавательного развития по развитию элементарных математических представлений в образовательной деятельности с детьми от 3 до 4 лет стоят следующие задачи:

— формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности;

— развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать исследовательские умения.

В организации образовательной деятельности: по формированию элементарных математических представлений:

— педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное, расширяет содержание представлений ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет. Организуя поисковую деятельность, конкретизирует и обогащает познавательные действия детей, задает детям вопросы, обращает внимание на постановку цели, определение задач деятельности, развивает умения принимать образец, инструкцию взрослого, поощряет стремление самостоятельно завершить начатое действие. Организует и поддерживает совместные действия ребёнка с взрослым и сверстниками;

— при сравнении двух предметов по одному признаку педагог направляет внимание детей на выделение сходства, на овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, группировкой по заданному предметному образцу и по слову;

— педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения; организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними;

— знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия; обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи);

— развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, количеству, определяя их соотношения между собой, развивать исследовательские умения. (1)

Для детей с 3 до 4 лет в сенсорном и математическом развитии широко используется важное средство обучение — игра. Для решения задач ФОП ДО создали необходимые условия для стимулирования интереса к обследованию предметов в развитии сенсорных эталонов. Подобранные математические игры и занимательный материал помогает сделать образовательную деятельность с детьми увлекательной и интересной. Игровые ситуации и игры математического содержания способствуют развитию у малышей наблюдательности, внимания, мышления, памяти, речи.

Важно помнить, что занятия с младшими дошкольниками должны создавать у них хорошее настроение, вызывать радость через игру. Эта радость является залогом успешного развития у детей умственных способностей в формировании элементарных математических представлений.

Конспект занятия по «Познавательному развитию» « Играем с рыбками » (младший дошкольный возраст)

Цель: поддерживать интерес к занятиям по формированию элементарных математических преставлений через игровые ситуации и игры.

Задачи:

— Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

— Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов, пользуясь приёмом наложения предметов одной группы к предметам другой; отвечать на вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».

— Продолжать устанавливать равенство между неравными по количеству предметов путём добавления одного предмета или убавления одного предмета из большей группы.

— Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

  • Развивающие:

— Знакомить детей с аквариумными рыбками: рыба-клоун, рыба-ангел, морские обитатели, узнавать их по их тени.

— Развивать у детей память, мышление, познавательный интерес с помощью игровых ситуаций.

— Развивать общительность и коммуникабельность.

  • Воспитательные:

— Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятию.

Материалы для занятия : демонстрационный материал: 2 картонных аквариума, рыбки 3 размеров 3 вида (всего 15 штук), модели геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) — по 5 штук каждой фигуры чёрного цвета, наклеенные на картоне квадратной формы; рыбки круглой, треугольной, квадратной формы (по 4 шт.); картинки с видами морских жителей и лист ватмана, где нарисованы контуры этих морских обитателей, игрушка рыбка, привязанная к палке на верёвке для игры «Поймай рыбку».

Раздаточный: листы бумаги с изображением аквариума размером А4 на каждого ребёнка, рыбки цветные по 5 шт., морские ракушки по 5 шт.

Ход совместной деятельности.

Дети заходят в группу, взявшись за руку.

Воспитатель:

Станем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень;

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Поиграем в весёлую игру «Рыбки»? Сложите ладошки вот так, и рыбка поплыла:

Рыбка плавает в водице ( Две ладошки вместе, изображают плавательные движения)

Рыбке весело играть. (Ладошки поочерёдно сжимаются в кулак)

Рыбка, рыбка — озорница, ( Хватательные движения щепоткой)

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула (Помахать руками).

Быстро — быстро уплыла.

Воспитатель: Ребята, где живут рыбки? (в реке, в пруду, в море, в аквариуме)

Да, рыбки могут жить и у нас дома, только для них нужен специальный стеклянный домик, например вот такой. Какой формы у нас аквариум? (круглой). Сколько рыб плавает в аквариуме? (ни одной рыбы, аквариум пустой)

1. Игровая ситуация «Запустим жильцов в аквариум»

В первый аквариум помещаем одну желтую рыбку. Дима, запускай рыбку. Сколько рыбок Дима запустил? Во второй аквариум много таких же рыб. Запускай рыбок, Аня. Сколько рыбок она запустила?

Аналогично выполняем следующие задания.

В первый аквариум помещаем одну рыбку-клоун, во второй — много. В первый аквариум — одну рыбку скалярий, во второй — много.

Воспитатель: По сколько рыб в этом аквариуме? (по одной). По сколько рыб в этом аквариуме? (много)

Молодцы, ребята, всех рыб запустили в домики, теперь они весело плещутся в воде. Без воды им очень плохо.

2. Игровая ситуация «Найди геометрическую фигуру»

(Обращаю внимание на рыб, лежащих на подносе.)

Воспитатель: Эти рыбы просят вас отнести их в свои домики. Домики находятся в другом озере, добраться до них нужно по камушкам, у каждой рыбы своя дорожка. Какой формы рыбка, по таким фигурам и нужно идти. (На полу лежит коврик из геометрических фигур, на другом конце коврика 4 обруча: один с треугольником, второй кругом, третий с квадратом, четвёртый с прямоугольником). Молодцы, ребята всех рыбок перенесли, всем домик нашли, ничего не перепутали.

3. Игра «Разложи морских жителей на их тени»

Воспитатель: Обращаю внимание детей на бумагу с нарисованными тенями морских обитателей (10–13 шт.)

Воспитатель: Что это может быть? Узнаёте кого-то?

Да, это тени морских жителей. Разложите фигуры на их тени, помогите друг другу, если кто-то не может найти пару.

— Молодцы, справились с таким сложным заданием.

Предлагаю вам поиграть ещё в одну игру с рыбками, для этого нужно сесть за столы.

4. Игровая ситуация «Спрячем рыбок от акулы».

Воспитатель: перед вами аквариумы и рыбки — запустим рыбки в аквариумы.

Сколько рыб в аквариуме у Вики? (много)

Вдруг появился акулёнок, сейчас схватит он их, спрячьте рыб под ракушками. Дети закрывают рыб ракушками. (Всего ракушек 4, а рыбок 5)

Воспитатель: Всем рыбам хватило ракушек? Чего больше рыбок или ракушек? Чего меньше ракушек или рыбок? Как сделать их поровну? (Добавить одну ракушку) сколько сейчас ракушек и рыбок?

Ответы детей: ракушек столько, сколько рыбок, их поровну.

— Молодцы, ребята, помогли рыбкам от акулёнка спрятаться.

У меня для вас есть ещё интересная игра, встаньте в круг, поиграем в игру.

5. Игра «Поймай рыбку»

Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Подойдём мы к ней, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

— Вот как весело поиграли с рыбкой, рыбка устала, пора ей отдохнуть.

Итог занятия:

Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Чем занимались? Что делали?

Литература:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (п. 19.4)
  2. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
  3. https://fopdo.ru/soderzhatelnyj-razdel-poznavatelnoe-razvitie/
  4. http://ds28.krgv.gov.spb.ru/FOP/prikaz_ministerstva_prosveshhe.pdf
Задать вопрос