Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Головина, А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников / А. В. Головина, М. Т. Косинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8803/ (дата обращения: 05.05.2024).



Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространстве ДОУ.

Ключевые слова: цифровое образование, цифровое оборудование, образовательная платформа, геймификация, дошкольники.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе дошкольной организации это вызов времени и неотъемлемая часть улучшения качества дошкольного образования. Отечественные исследователи этой проблемы А. П. Панфилова, Б. Ц. Бадмаев положительно оценивают влияние компьютерных технологий на образование детей и выделяют ряд требований, при которых это можно осуществить. Это требования санитарно-гигиенического характера (расстояние от глаз ребенка до экрана, расположение экрана, время непрерывной работы на компьютере и т. п.), также требования к самому электронному образовательному ресурсу (презентация или развивающая игра). Существует еще один термин, обозначающий использование ИКТ в образовательном пространстве детского сада это «геймификация образования — использование игровых элементов в неигровом контексте, процесс, в котором игровые элементы используются для достижения реальных целей» [4].

Можно выделить несколько преимуществ цифрового образования перед традиционным: быстрая передача информации; правильно встроенная анимация, клипы, видео способствуют привлечению внимания детей, обеспечивают наглядность, активизируют мышление, память; слайд-шоу и видеоклипы позволяют показать моменты из окружающего мира, наблюдение за которыми трудно организовать: например, рост цветов, вращение планет вокруг Солнца; возможность создавать модель окружающего, например, при показе движений в эстафете или элементов танца.

На современном этапе развития образования мы стараемся сочетать положительные стороны традиционного и цифрового образования. Детские сады оснащаются цифровым оборудованием интерактивные доски, полы, мультимедийные экраны, мультстудии и т. п. Существуют также цифровые устройства, разработанные специально для обучения дошкольников: интерактивная стена для скалолазания, интерактивная песочница, интерактивный этаж, интерактивные ограничения, интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультфильмами и приложениями, интерактивный комплекс. [3]

Все это — образовательные инструменты ими нужно уметь пользоваться, и наши педагоги проходят обучение на образовательной платформе Академии дополнительного образования «Образовариум». Вебинары, образовательные интенсивы, программы дополнительного образования проходят под руководством экспертов федерального портала цифровой среды ДПО Министерства просвещения РФ.

Существует 3 основных способа использования цифровых технологий в образовательной деятельности:

  1. Мультимедийные мероприятия (например, презентации, слайды).
  2. Компьютерное обучение (обучающие и развивающие игры).
  3. Диагностический урок (это может быть тестовое задание). [3]

В работе инструктора по физвоспитанию и музыкального руководителя есть направления работы, в которых можно использовать мультимедийное оборудование. Такими направлениями, например, являются: знакомство с видами спорта, музыкальными инструментами, видами оркестров знаменитыми спортсменами, композиторами, авторами стихов, трансляция здорового образа жизни и т. п. После серии занятий, например, по летним видам спорта или детским композиторам, можно выпустить небольшой тест (от пяти до десяти вопросов). В сети Интернет есть шаблоны таких тестов, где задается вопрос, а в предлагаемые окошки вставляются изображения или текст с правильным и неправильными вариантами, после завершения теста выдается оценка, число правильных и неправильных ответов, время прохождения теста, есть возможность пройти тест несколько раз и добиться наивысшей оценки, что особенно важно для дошкольников. Такие тесты полезно размещать на профессиональных страничках, и призывать родителей в комментариях высказать мнение о тесте, какие сложности были в прохождении, какой вопрос вызвал большее затруднение, за какое время справился ребенок с заданием. Таким образом, специалист получит обратную связь, родители увидят направление работы специалиста и смогут развить его дальше, дети смогут применить свои знания в тесте.

Как выбрать образовательную платформу, соответствующую всем современным требованиям? Конечно, это должно быть платформа, разрешенная Министерством просвещения РФ. Одной из таких платформ являются образовательная платформа «Робоборик» от «Образовариума». На ней можно увидеть различные образовательные продукты. Для музыкальных руководителей и инструкторов по физ.воспитанию можно использовать следующие ресурсы:

— Стань школьником с Робобориком! (5+)

— Знай больше с Робобориком! (3+)

— Окружающий мир с Робобориком (3+)

— Студия знаний Робоборика (5+)

Кроме того, там есть возможность участвовать в «марафоне педагогических практик» и всероссийских конкурсах профессионального мастерства с получением ценных призов. Для детей там имеются олимпиадные сезоны, вопросы, которых касаются музыкального и физического образования детей дошкольного возраста. Интересный, современный персонаж Робоборик проведет детей в мир открытий, озвученные видеотемы — яркие, красочные, познавательные, занимают время просмотра в соответствии с СанПином. Задания можно распечатать и заниматься за столами, или если есть компьютерный класс заниматься там. Есть система мониторинга ответов детей.

Важная составляющая работы в образовательной организации — это работа с семьями воспитанников. Современные родители предпочитают общаться с воспитателями и получать информацию о своем ребенке, используя современные методы: страницы детского сада в сети Интернет, страницы контактных групп, чаты в мессенджерах, электронную почту. У каждого специалиста детского сада есть страничка в сети ВКонтакте, Телеграмм, где они ведут работу с родителями: текстовые консультации, рекомендации. Конечно же живой отклик имеют посты с видео показом упражнений, песен, исполняемых детьми. Видео-контенты с детских праздников, развлечений, рядовые занятия, рассказывающие о ежедневном труде педагогов и достижениях детей. Интерактивные контенты, вовлекающие родителей делиться своим опытом закаливания или оздоровления детей, пение любимых песен на определенную тему или букву, задание на знание знаменитых спортсменов, композиторов, авторов песен и т. д. Интернет-конкурсы, поздравительные и творческие марафоны, флешмобы, акции: «Здоровье детей в наших руках», «Здоровье в каждой ложке» «Наши мамы лучше всех», «Мама, папа, брат и я — спортивная семья», «Мы –музыкальная семья» и т. п. Все вышеперечисленные формы постов в социальных сетях способствуют привлечению родителей к образовательному процессу детей, транслировать свой положительный опыт воспитания музыкальных навыков и оздоровления детей, формируют положительное отношение к здоровому образу жизни, музицированию, театрализованной деятельности.

Таким образом, можно выделить положительные факторы в использовании цифровых технологий в образовательном процессе:

  1. Радость в процессе обучения. Вводя игровые элементы, мы делаем обучение более увлекательным.
  2. Эмоциональная вовлеченность в образовательный процесс. Игра легко интегрируется эмоционально и сразу же приводит к следующим важным элементам: сосредоточенность на задаче, более легкое запоминание, интерес.
  3. Устраняется страх перед ошибками. Это важный момент для образования, потому что сейчас все больше участников образовательных отношений ориентированы на достижение результатов.
  4. Раскрываются способности учащихся, формируется круг их интересов, что, конечно же, помогает организовать проектную работу с детьми и другие интересные мероприятия.

Также стоит отметить, что цифровые технологии и образовательные ресурсы делают работу педагогов более интересной и разнообразной.

Литература:

  1. Бондарчук, О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий / О. А. Бондарчук // Научный альманах. — 2019. — № 5. — С. 136–138.
  2. Федотов, Н. О. Применение ИКТ в физическом развитии дошкольников / Н. О. Федотов. — Москва, 2021. — 305 с.
  3. Круговая, И. Г. Применение информационных и цифровых технологий в дошкольном образовании / И. Г. Круговая // Перспективы развития современной науки и образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары, 2021. — С. 59–62. 6
  4. Цифровые технологии в российской экономике / К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг, В. В. Дементьев и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. научный сотрудник университета «Высшая школа экономики». — Москва: НИУ ВШЭ, 2021. — 116 с.
Задать вопрос