Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Караськова, Е. Б. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства» / Е. Б. Караськова, Л. В. Севальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8780/ (дата обращения: 02.05.2024).



Знакомство с профессиями взрослых следует проводить в определенной системе, подчиняясь следующей последовательности: название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, форменная одежда, трудовые действия, личностные качества, продукт (результат) труда, польза труда для общества, для других людей.

Ключевые слова: старшие дошкольники, профессии, орудия труда, трудовые действия.

Согласно Постановлению Минтруда РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольного уровня образования. Вхождение дошкольников в социальный мир начинается в раннем детстве и невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера как профессиональный мир.

Дошкольники всегда заинтересованно относятся к труду взрослых, с самого раннего детства имитируют профессиональные действия врача, воспитателя, продавца. Но обследование знаний и умений старших дошкольников показало, что дошкольники не всегда в системе представляют трудовой процесс от начала до получения продукта труда, о взаимосвязи некоторых профессиональных процессов в единое производство, а также о важности добросовестного и ответственного отношения к своим обязанностям на работе.

Если расположить все составляющие компоненты в виде картинок вокруг центрального образа человека определенной профессии, соединить их с ней, то можно получить графическое изображение характерных особенностей данной работы. Соединение наглядности, словесного описания с практикой составления такого пособия называется ментальной картой.

Ментальная карта — это метод усвоения информации с использованием графической записи. В силу особенностей развития детского мышления дошкольники быстрее и эффективнее запоминают картинки, фотографии, чем словесное их описание.

В основу занятия с детьми старшего дошкольного возраста о профессиях сельского хозяйства положен данный метод ментальных карт.

Городскому ребенку трудно представить сельскохозяйственное производство, но он хорошо знаком с продукцией: овощами, фруктами, мукой и крупами для каши. Наглядность ментальных карт позволяет развивать образное мышление, проанализировать систему производства и переработки продукции. Сельское хозяйство включает в себя животноводство, растениеводство, которые в свою очередь делятся на более мелкие производства. Поэтому невозможно охватить все профессии сельского хозяйства за одно занятие.

Цель ООД: знакомство старших дошкольников с профессиями работников, занятых в растениеводстве сельского хозяйства

Задачи:

Образовательные

– познакомить старших дошкольников с производством сельскохозяйственной продукции посредством изучения профессий, занятых в нем;

– обогатить умения по составлению ментальных карт по теме «Профессии в сельском хозяйстве»;

Развивающие

– формировать у дошкольников стремление к изучению незнакомых профессий по определенному алгоритму;

– развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

– развивать коммуникативные способности дошкольников, умению договариваться и налаживать общение и взаимодействие в среде сверстников;

Воспитывающие

– воспитывать уважение к труду работников сельского хозяйства, а также бережное отношение к продукции, произведенной в нем.

Оборудование: лист ватмана А-1, фломастеры, набор карточек с изображением профессий, инструментов, одежды, продуктов, машин в сельскохозяйственном производстве, мультимедиа для просмотра презентации.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о труде работников сельского хозяйства, рассматривание иллюстраций, просмотр видеосюжетов. Знакомство с алгоритмом заполнения и чтения ментальной карты.

Таблица 1

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по теме «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства»

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

- «Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.

Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!» Вы помните такое стихотворение «Овощи» Сергея Михалкова?

Но мы не будем участвовать в споре овощей, а я хочу спросить: А овощи откуда попали на базар, где их купила хозяйка?»

Дети отвечают, что жители села выращивают их на полях, на своих приусадебных участках, на дачах.

Мотивационный

Кто же их выращивает на полях?

Какую продукцию производят в сельском хозяйстве?

Сельское хозяйство можно разделить на два больших производства: животноводство (что там делают?)

и растениеводство (что там делают?)

Давайте познакомимся с растениеводством или земледелием.

Перечисляют продукты питания.

Понимают, что в животноводстве ухаживают и выращивают животных, а в растениеводстве выращивают растения.

Составление ментальной карты

Все растения произрастают за земле, поэтому и называется оно земледелием. Какую картинку мы разместим в центр листа?

Что можно вырастить на земле? Как назовем эти направления? (овощеводство, садоводство, цветоводство, виноградарство, полеводство)

Дошкольники перечисляют все возможные варианты и решают поставить картинку чистого поля — земли.

Направления земледелия обозначаются условным знаком.

Давайте продолжим составлять карту профессий в земледелии.

(схема описания каждой профессии)

Если работник выращивает овощи, то его профессия называется — овощевод, фрукты — садовод, виноградарство — виноградарь, цветы- цветовод. Но есть такое направление как полеводство. Что там выращивают и как называются профессии? (агроном, почвовед, тракторист-машинист, селекционер, комбайнер, механизатор, хлебороб, семеновод)

Дети называют профессии, выбирают из набора картинок нужные и приклеивают на концы линий, если нет картинки, то рисуют самостоятельно.

У всех работников земледелия имеется специальная одежда.

Дети выбирают заранее заготовленные картинки и прикрепляют их на карту.

А ткани получают из каких растений? (лен, хлопок). Попробуйте сами составить название этих производств (хлопководство, льноводство).

Дошкольники знакомятся с другими профессиями земледелия

Практико-игровой

Для закрепления полученных знаний о профессиях в земледелии проводятся дидактические игры на основе заполненных секторов в карте:

«Назови профессию», «Кто, что делает?», «Кому, что нужно для работы?», «Подбери спецодежду для работы в земледелии», «Продукция с поля».

Дошкольники рассматривают заполненные сектора карты, проводят карандашами стрелочки.

Играют в игры, закрепляя полученные знания.

Оценочно-рефлекторный

Просмотр презентации «что производят в земледелии»

После просмотра дошкольники отвечают на вопросы воспитателя о важности работы земледельцев.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. М.: ТЦ Сфера 2018.- 128 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/457646/
  2. Зайченко Т. Г. Методическая разработка по формированию символического мышления с помощью построения интеллект-карт // Альманах мировой науки. 2019. № 1 (27). С. 105–107. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37017914
  3. Луговская Е. П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=19031
  4. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Профессии. / Н. В. Нищева. С.Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.- 64 С. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/757903/
  5. Риванова Е. В. Ментальные карты. Как научить запоминать быстро и легко.// Дошкольное воспитание — 2022. № 1.- с. 78–80 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47988194
Задать вопрос