Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 09.11.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Кузьминых, Л. Н. Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО / Л. Н. Кузьминых, Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8758/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная тема раскрывает современные педагогические технологии , которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации . Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.

Ключевые слова: дошкольник, развитие, социализация, современные технологии, теория решения изобретательских задач, практика, анализ, таблица, развивающее пособие, развивающая среда.

Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных организациях.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки педагогических технологий. Современные технологии способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации.

Поэтому в нашем детском саду в рамках региональной инновационной площадки «ВятГУ», научным руководителем которой является доктор педагогических наук, профессор Наталья Сергеевна Александрова, организована работа по данной теме.

Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная образовательная программа направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Современные технологии способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации.

Успешность социализации дошкольника в современном мире во многом определяется его активной жизненной позицией, умением самостоятельно ставить цель, организовывать предстоящую деятельность, а также принимать решения возникающих проблем для достижения результата.

Представим педагогические технологии, направленные на социализацию дошкольников, которые мы внедрили в образовательный процесс дошкольной организации: технология Натальи Петровны Гришаевойнаправлена наразвитие у детей саморегуляции поведения, инициативности, ответственности. Данная технология предоставляет педагогам возможность реализовать принципы преемственности между детским садом и школой, создать коллектив единомышленников педагогов, родителей и детей.Технологию мы начали применять с 2022 года. На данном этапе работы мы используем 6 форм: ситуация месяца; дети — волонтеры; социальные акции; клубный час; волшебный телефон; проблемная педагогическая ситуация.

Следующая технология — это реджио-подход — в основе лежат возможности ребенка о том, что деятельность может быть полезной и значимой. Педагог-помощник относится к маленькому человеку с вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать; не торопит, не смотрит на него свысока. Реджио-подход придает большое значение возможностям предметной среды, которая окружает ребенка. Поэтому в возрастных группах у нас можно увидеть самые разные материалы: краски, глину, песок, дерево, картон и другие.

Мы считаем, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Общими усилиями детей и педагогов все это разнообразие содержится в порядке. Педагоги дают возможность для уединения и в то же время — для игр и занятий.

В предметно-развивающей среде групповых комнат созданы центры «Моя Родина», «Наш край», «Мой город», «Профессии родителей» и другие, где размещены фотоальбомы, выставки, игры, пособия, открытки с изображением родного города.

Ежегодно обновляется развивающая среда прогулочных площадок детского сада. Педагоги с детьми проводят на свежем воздухе разнообразную деятельность по ознакомлению с родным городом: игры, акции, наблюдения, выполняют простейший труд, разрабатывают схемы, карты участков, занимаются оформлением цветников, которых на территории детского сада более 10, конструируют макеты города из бумаги и песка.

Родители провели мастер-классы для детей старших возрастных групп, экскурсии, квест-игрыпо ознакомлению с профессиями Омутнинского завода и других предприятий, с достопримечательностями родного города. В доступной форме рассказали, что привлекает их в каждой сфере деятельности, чем они занимаются, какими качествами нужно обладать, чтобы работать и т. п.

Важное место отводится работе по созданию условий в реализации краеведческого направления, STEAM-технологиям, раннему возрасту, поэтому на базе детского сада организованы методических объединениядля педагогов Омутнинского района.

Особенно хочется остановиться на технологии «ТРИЗ», которую активно применяют в своей работе педагоги нашего детского сада, в арсенале которой содержатся эффективные методы развития творческого и креативного мышления. В практике работы с дошкольниками большое внимание уделяем методу морфологического анализа. Данный метод предполагает систематическую и планомерную работу с матрицами (морфотаблицами и морфологическим ящиком), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указаны возможные варианты реализации этих элементов.

Комбинирование подобных вариантов подводит дошкольника к новым неожиданным решениям, ставшим для него настоящим открытием. В нашем понимании это своего рода таблица умножения, в которой количество осей и параметры можно видоизменять по желанию в зависимости от объекта, который нужно создать.

Именно последовательная работа в данном направлении развивает творческое воображение, формирует представление о мире, как о сочетании различных управляемых элементов.

Подробнее остановимся на адаптировании метода Морфологического анализа в работе с детьми. Необходимо отметить, что морфологические таблицы являются модифицированными в соответствии с задачами, которые ставятся перед дошкольниками, начиная уже с 3-х летнего возраста.

Так, во 2 младшей группе используем простую одномерную таблицу — «По радужной дорожке», где главный герой Гном — Кубик совершает путешествие по радужным дорожкам с превращением в предметы цвета радуги, которые должен найти вокруг. Таким образом, проходит работа над развитием ассоциативного мышления, закреплением цвета, умением ориентироваться на листе бумаги, а в дальнейшем — в окружающем уже без картинок-подсказок.

Постепенно, таблица расширяется, добавляются новые для объекта характеристики: форма, размер и др. Для облегчения понятия «Форма» используем моделирование геометрическими фигурами, «Размер» — модель большого и маленького гнома. В этот момент вводится понятие «Ключик», а в соответствии с методом ТРИЗ — «Комбинация». Первоначально — это простейшие комбинации, которые выполняются вместе с педагогом, тем самым дети начинают овладевать умением соотносить Букву и Цвет Комбинации с таблицей. Постепенно ребенок упражняется в создании нового объекта и соотнесением его с параметрами уже в окружающем. Это обычно происходит к концу года.

Наполнение морфологического ящика подобными показателями, по — нашему мнению, делает путешествие объекта все более увлекательным и необычным.

В старшем возрасте идет не просто наполняемость морфологического ящика, но и усложнение элементов. На данном этапе задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, будоражат детское воображение и мышление. Так, создание Необычного животного или Волшебного транспорта требует от ребенка умения «создавать» новые нереальные предметы, побуждающие с увлечением сочинять интересные истории, объединять разных героев и взаимодействие между ними. Огромное поле для фантазии, море удовольствия от творческого процесса влечет за собой поддержание к нему стойкого интереса. Ведь для ребенка очень важно видеть и осознавать результат своего творчества.

Овладение приемом Морфологического анализа положительно влияет на способность самостоятельно видеть и анализировать типичные и отличительные признаки разных объектов.

При изучении технологии развивающего обучения педагоги разработали и внедрили в работу серию развивающих игр и пособий. Например, развивающее пособие «Пассионар», тема «Юный повар». Это уникальный тренажер для развития концентрации внимания, памяти, связной речи, знакомства с профессией «повар», рецептами блюд. Можно использовать разные комбинации игры. Например, вариант игры «печем пирожки» (ребенок выбирает и проговаривает, какая может быть начинка), в ходе игры можно использовать загадки, пальчиковую гимнастику, сопровождать действия художественным словом. Аналогично проводим игры «Варим суп», «Какой компот» и другие.

Пассионар «Следы» — направлен на знакомство детей с дикими животными нашего края. Воспитанники в игровой форме изучают животный мир, придумывают свои варианты игры, развивают воображения, учатся составлять рассказы. Практика показывает, что «Пассинары» интересны детям разного возраста.

Таким образом, уверенность воспитанников детского сада в своих силах помогает найти правильное решение в любой создавшейся ситуации. Это указывает на развитие креативности мышления дошкольника, что позволит успешнее усваивать знания в школе.

Литература:

  1. Зяблицева, Л. Н. Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника / Л. Н. Зяблицева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/11/02/ispolzovanie-elementov-triz-tehnologii-v-razvitii???history=12&pfid=1&sample=12&ref=0 (дата обращения: 08.11.2023).
Задать вопрос